$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

УСЛЫШАТ ИЛИ НЕТ?

04.09.2007

Отменить все налоги с оборота, кроме НДС, предлагали эксперты Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М. С. Кунявского (БСПН). По их мнению, это позволило бы увеличить объем продаж товаров, работ, услуг на территории Беларуси за счет снижения цен и увеличило бы поступления других налогов в бюджет. С таким предложением БСПН обращался в Министерство финансов и рабочую группу по упрощению налоговой системы при Совмине еще в то время, когда проект бюджета на будущий год только разрабатывался.

Однако рассчитывать на то, что эти, равно как и другие предложения, в 2008 г. будут приняты, субъектам хозяйствования не стоит. Проект бюджета на следующий год, который правительство рассмотрело 31 августа, содержит куда менее радикальные изменения.

«Глас народа» в лице субъектов хозяйствования, входящих в БСПН, призывал правительство также упростить порядок формирования налогооблагаемой базы. Для этого стоило бы отменить ограничения по отнесению сумм заработной платы на себестоимость продукции, работ, услуг, издержек обращения, ограничения, связанные с применением единой тарифной сетки коммерческими организациями. Это позволило бы снять проблему «зарплаты в конвертах», с которой пока безуспешно борется правительство, и увеличить поступления в бюджет в виде подоходного налога и отчислений в Фонд социальной защиты населения.

Хозяйственники высказывались за то, чтобы утвердить единый перечень затрат по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг, учитываемых при налогообложении, в ценообразовании и для целей бухгалтерского учета. Сейчас же «бухгалтерская» прибыль от реализации не отражает реальную картину полученных доходов от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав.

Предлагалось решить давно наболевшую для бизнеса проблему — отменить нормирование информационных, консультационных, маркетинговых, аудиторских услуг. На затраты следовало бы относить не только обязательный, но и инициативный аудит, а также все виды страхования. После снятия ограничений выиграли бы все: рынок услуг в этих сферах стал бы активно развиваться, увеличились поступления налогов и сборов в республиканский бюджет, больше стало бы рабочих мест. Все начисленные налоги и сборы, платежи в целевые бюджетные фонды должны уменьшать базу для исчисления налога на прибыль во избежание уплаты «налога за налог», считают члены БСПН.

Изменить надо было и порядок применения экономических санкций за налоговые проступки: снизить ответственность за выявленные при проверках арифметические ошибки при начислении налогов, сборов, целевых платежей в государственные бюджетные фонды, а также неправильную трактовку нормативных актов. При этом за умышленное уклонение от уплаты налогов, сокрытие налоговой базы БСПН предлагает ответственность усилить.

Не стоит применять финансовые санкции к налогоплательщикам и административные штрафы к должностным лицам при незначительных нарушениях, считают субъекты хозяйствования, и дать право налогоплательщикам на случайную ошибку. Размер допустимой ошибки можно установить в определенном процентном отношении к сумме уплаченных налогов, сборов организацией в целом за год. При этом решение о санкциях за умышленное уклонение от уплаты налогов, сокрытие налоговой базы должен принимать суд, а не налоговый инспектор.

Проще надо сделать формы налоговых отчетов. Их периодичность должна соответствовать объемам платежей и дифференцироваться от квартальных до годовых сроков сдачи налоговых деклараций и перечислений платежей в бюджет.

Следовало бы также проработать вопросы представления деклараций по налогам и сборам в электронном виде с применением цифровой подписи, разработать программы для таких деклараций, сделать их доступными для любых налогоплательщиков, считают хозяйствующие субъекты.

Нужно прекратить практику введения нормативных актов по налогообложению «задним числом» (проблема, впрочем, актуальна и для других сфер деятельности). Все нормативные акты по налогообложению должны вступать в силу не менее чем через полгода после их официального опубликования. Это позволило бы налогоплательщику изучить изменения, учесть их в своей деятельности, дать возможность внести изменения в договорные отношения с покупателями, заказчиками, поставщиками и продавцами.

Множество недостатков имеет упрощенная система налогообложения, предусмотренная Указом от 9.03.2007 № 119. В частности, применять «упрощенку» необоснованно запретили туристическим организациям. Кроме того, как показал анализ налоговой нагрузки, чтобы применять такую систему, предприятия и организации должны быть высокорентабельными. При уплате 10-процентного налога с выручки у организации не остается прибыли даже в том случае, если у нее будет рентабельность на уровне 25%. В связи с этим для предприятий производственной сферы БСПН предлагал установить ставку налога на уровне 5-6%.

В этом году предложения бизнеса опять не были услышаны и учтены при верстке бюджета. Государственные эксперты напоминают, что рабочая группа по упрощению налоговой системы — структура постоянно действующая, а посему еще не все потеряно…

Дмитрий ЕРМАК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях