$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

УСЛУГИ UBER: очевидное – облагаемое

02.08.2016

Руководствуясь вдохновляющим лозунгом «разрешено все, что не запрещено», предприимчивые люди то и дело создают новые формы ведения бизнеса. Они часто не вписываются в рамки гражданского и налогового законодательства. Это позволяет некоторое время успешно снимать сливки с оригинальной схемы – до тех пор, пока нормотворцы не вникнут в ее суть. Тогда появляются поправки в нормативные акты, которые, если и не разрушат схему, то делают ее налогооблагаемой. Именно это, вероятно, произойдет вскоре с услугами Uber.

Появление этого сервиса вызова такси в Беларуси было столь внезапным, что чиновники не успели ни подготовить для него правовые рамки, ни даже сформировать официальную позицию. Между тем новый вид услуг стремительно набрал популярность, как у пассажиров, так и у части таксистов. Ведь Uber освобождает их от массы проблем, связанных с расчетами и оснащением машины техникой для приема денег. По сути, компания Uber B.V. оказывает электронные услуги по установлению контакта между лицензионными перевозчиками – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП) и пользователями (пассажирами) посредством специального мобильного приложения.

Сервис Uber основан на использовании компьютерных программ, которые позволяют интегрировать базы данных посредством получения исходных данных от пассажиров и водителей, идентифицировать последних, вести учет времени и протяженность поездки, а также оплачивать поездку. Бесплатные мобильные приложения Uber для водителя и пользователя являются лишь средством связи с серверами Uber B.V. в Нидерландах и служат для сбора исходных и отображения итоговых данных (местонахождения водителя с автомобилем, пассажира, квитанции об оплате и др.) и т.д.

Выявить здесь обстоятельства, позволяющие классифицировать новый объект налогообложения, на первый взгляд, нелегко. Но если интересы казны требуют, решение всегда найдется. Достаточно определить, что одного наличия таких мобильных приложений недостаточно для достижения результата – осуществления перевозки. Ведь приложение водителя не может напрямую связываться с приложением пассажира – для этого необходимо посредничество Uber B.V. Именно эта компания, используя свои технологии и алгоритмы, связывает транспортную компанию и пассажира посредством своих серверов. Таким образом, создается дополнительный продукт – посредническая услуга, за которую UberB.V. получает вознаграждение. При этом оплата за перевозку осуществляется физическими лицами автоматически путем зачисления денежных средств с карточки на счета компании Uber B.V., открытые за пределами Нидерландов. На счета партнеров-таксистов зачисляется выручка за минусом 25% от суммы поездки. Эта четверть, с точки зрения законодателей, и есть гонорар за оказание посреднических услуг.

Остальное – дело техники. Достаточно уточнить в Налоговом кодексе понятие «место реализации услуг». Таковым согласно подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК признается территория РБ, если их приобретатель осуществляет деятельность в нашей стране и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Беларусь. При этом в случае, если покупатель работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности является иностранной организацией, а потребителем – ее филиал или представительство, которые осуществляют деятельность на территории РБ и (или) местом нахождения которых является Беларусь, то местом реализации услуг признается территория РБ. Нужно лишь прямо указать, что данные нормы применяются и в отношении оказания услуг по поиску и (или) предоставлению заказчику информации о потенциальных покупателях.

Дополнение ст. 33 НК этой фразой (что и сделано в проекте закона о внесении изменений и дополнений в НК на 2017 г.) повлечет законодательное закрепление взимания в бюджет НДС с посреднических услуг, оказываемых компанией Uber B.V. белорусским перевозчикам. Напомним, согласно ст. 92 НК при реализации услуг на территории Беларуси иностранными организациями, не осуществляющими деятельности в республике через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и ИП, приобретающих данные услуги. Осталось «выловить» партнеров и проследить за исполнением ими обязанностей налоговых агентов. Правда, весной, когда в республике шло обсуждение пришествия Uber, представители этой компании уверяли, что налогов с платы за проезд и так уплачивается даже больше, чем обычными такси. Но с точки зрения бюджета налогов никогда не бывает слишком много…

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ