$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Услуги нуждаются в помощи

07.08.2009

Несмотря на недавний динамичный рост услуг (за последние три года их экспорт вырос вдвое), в 2009 г. в силу объективных и субъективных причин этот сектор заметно убавил темпы. Под угрозой срыва оказалось выполнение ряда показателей, заложенных в комплексную программу развития сферы услуг на 2006-2010 гг. Пути исправления ситуации искали в ходе тематического заседания президиума Совмина 4 августа.

По итогам I полугодия удельный вес услуг в ВВП Беларуси достиг 43,1%, что несколько выше прошлогоднего показателя (38,7%), однако не доходит до прогноза на текущий год 44-45%, отметил в своем докладе министр экономики Николай Зайченко.

Во многом «недобор» стал следствием падения экспорта услуг, который за 5 месяцев 2009 г. составил лишь 77,4% к аналогичному периоду прошлого года при задании 120%. Потеря довольно скромная на фоне 48-процентного сокращения объема экспорта товаров. Правда, по оценке министра, это «слабое утешение», поскольку с начала года экспорт услуг падал быстрее импорта (-22,6% против — 21,4%). В результате за 5 месяцев положительное сальдо торговли услугами уменьшилось на 177,6 млн. USD, до 560,9 млн., не став спасательным кругом для внешней торговли в целом.

Сокращение экспорта произошло практически по всем секторам, за исключением связи, страхования, сферы культуры и отдыха. При этом основными виновниками падения общего показателя были Минтранс, недобравший до планового значения сальдо 105 млн. USD, Минстройархитектуры (31 млн. USD), Минэнерго (21,5 млн. USD).

Особую обеспокоенность вызывает отрицательная динамика на транспорте, на долю которого приходится четверть всех коммерческих услуг. В сопоставимых ценах этот сектор потерял 13,8%. Так, из предусмотренных программой развития гражданской авиации на 2006-2010 гг. девяти объемных показателей выполняются только шесть. Морские перевозки внешнеторговых грузов, организованные резидентами Беларуси в январе-июне, составили лишь 24,6% от задания. Перевозка грузов автомобильным транспортом сложилась на уровне 93,8% к аналогичному периоду прошлого года, железной дорогой — 81,9%.

Несмотря на положительную динамику, не могут удовлетворить темпы роста услуг физической культуры и спорта, в сфере туризма, ЖКХ, санаторно-курортного оздоровления. В ряде отраслей рост находится на уровне статистической погрешности. В частности, «условно положительным» был темп в здравоохранении (100,6%), образовании (100,8%), жилищном хозяйстве (100,9%). Серьезный рост в I полугодии отмечен: банки — 137,9%, операции с недвижимым имуществом — 120,5% и связь — 119%.

В целом же сектор услуг оказался весьма чувствительным к влиянию мирового экономического кризиса. Низкие темпы развития промышленности, недостаток финансовых ресурсов в отраслях производственной и непроизводственной сферы привели к сужению спектра и объемов поглощаемых ими услуг. Ситуацию усугубило замедление роста реальных денежных доходов населения.

Правда, не везде отставание можно оправдать нынешними глобальными неурядицами. Если недоработки отдельных органов госуправления по развитию услуг отмечались правительством и ранее, то теперь, по оценке Н.Зайченко, они приобрели хронический характер. По мнению главы Минэкономики, для существенного улучшения ситуации нужен ряд мер. Так, в области автомобильного транспорта необходимо заняться активным поиском новых рынков и переговорами с Россией об увеличении выдаваемых ею разрешений белорусским перевозчикам. Положительный эффект может быть достигнут от улучшения дорожной инфраструктуры внутри республики. Нужно искать внешних инвесторов для реконструкции автомобильных дорог, в частности, международных транспортных коридоров, для создания объектов придорожного сервиса.

Предстоит обновить основные фонды БЖД, повысить скорость перемещения пассажиров и грузов, обеспечив привлекательность этого вида транспорта по сравнению с другими. Целесообразно также создание более благоприятных условий для деятельности операторов грузовых вагонов различных форм собственности, что одновременно снимет дефицит подвижного состава. Для всех видов наземных перевозок необходимо усилить работу по строительству транспортно-логистических центров.

В сфере услуг связи перспективным является ускоренное распространение в республике широкополосного доступа в Интернет. Для ЖКХ источником роста может стать сокращение сроков профилактического ремонта тепловых сетей. Гостиничные услуги следует поднимать за счет создания более комфортных условий в гостиницах малых городов.

Впрочем, многое из озвученных предложений вряд ли удастся реализовать в сжатые сроки, поскольку для этого потребуются серьезные капитальные вложения, особенно в сфере транспорта, а также при создании туристской и оздоровительной инфраструктуры. Более того, пока чиновники рассуждают о необходимости привлечения иностранных инвесторов, последние уже успели свернуть финансирование ряда крупных проектов. Так что с влиянием мирового кризиса, похоже, придется мириться, корректируя планы в сторону более скромных показателей.

Александр ГЕРАСИМЕНКО