Услуги на экспорт: — перевозки, строительство и программирование
Экспорт услуг в Беларуси в прошлом году вырос на 2,2% по сравнению с 2015 г., до 6779,8 млн. USD, а импорт – снизился на 3,2%, до 4236,8 млн. USD. В результате сложилось положительное сальдо в сумме 2543 млн. USD – на 12,5% меньше, чем годом ранее.
В географии внешней торговли услугами произошли некоторые изменения. Экспорт услуг в страны вне СНГ вырос на 5%, а импорт из них – на 0,2%, тогда как по странам СНГ отмечено снижение на 3,7% и 9,8% соответственно. В частности, экспорт белорусских услуг в Россию сократился на 7%, а их импорт из данной страны – на 10,4%. При этом экспорт услуг в страны СНГ составил 30,7% от общего объема экспорта услуг, в страны вне СНГ – 69,3%, а импорт услуг из этих стран – 31,8% и 68,2% соответственно.
Структура экспорта-импорта услуг представлена на диаграмме.
Транспортные перевозки по-прежнему составляют большую часть экспорта услуг (43,1%), хотя их объем в целом снизился за год на 0,2%. Такое сокращение обусловлено спадом перевозок трубопроводным транспортом на 10,9%, железнодорожным – на 4%, морским – на 7,4%. Наибольший рост отмечен в сфере услуг по ремонту и техническому обслуживанию – на 34,4%, опередившей по темпам услуги в области архитектуры, инженерные и прочие технические услуги (+27,4%), платежи за пользование интеллектуальной собственностью (+24,7%) и компьютерные услуги (+17,5%). Объем последних достиг 956,8 млн. USD, что позволило им занять 3-е место по удельному весу в общем объеме экспорта услуг после транспорта и строительства (15,2%). Ранее администрация Парка высоких технологий сообщала, что объем экспорта ПВТ в прошлом году увеличился на 16% и составил 820,6 млн. USD, а его доля в общем объеме производства Парка составила 91%. В то же время статистика отмечает и высокий рост импорта компьютерных услуг – на 27,2%, хотя его объем остается небольшим.
Белорусские строители усиленно пытаются компенсировать спад на внутреннем рынке зарубежными заказами. В целом экспорт строительных услуг вырос в 2016 г. на 3,6% по отношению к предыдущему году. При этом объем строительных услуг, оказанных за границей, увеличился на 61,8%, тогда как на территории Беларуси он снизился на 26%.
На 15,6% сократился экспорт операционного лизинга, на 7,6% – поездок, а импорт таких услуг – на 6,9 и 9% соответственно.
Также существенно – на 24,9% – вырос импорт услуги в области рекламы, маркетинга, организации ярмарок, выставок. Но он достиг всего 55,2 млн. USD, тогда как экспорт аналогичных услуг составляет 115,7 млн. Таким образом, можно предположить, что иностранные компании тратят вдвое больше на завоевание белорусского рынка, чем наши предприятия на продвижение отечественной продукции за рубеж.