Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Транспорт
06.07.2004 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Услуги — локомотив экономики

Отныне сфера услуг становится стратегическим направлением экономического развития страны на ближайшую и долгосрочную перспективу. Одобренная недавно белорусским правительством Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития страны на период до 2020г. предусматривает увеличение доли услуг в ВВП до 64% против 24% в прошлом году...

Отныне сфера услуг становится стратегическим направлением экономического развития страны на ближайшую и долгосрочную перспективу. Одобренная недавно белорусским правительством  Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития страны на период до 2020г. предусматривает увеличение доли услуг в ВВП до 64% против 24% в прошлом году. Именно за счет этого и должен быть обеспечен к указанному сроку более чем троекратный рост самого ВВП. А 25 июня на специальном совещании у премьер-министра изменение экспортного профиля в пользу услуг рассматривалось как залог стабильно положительного внешнеторгового сальдо страны в будущем.

Приоритет сферы услуг возник не случайно и не вдруг. На последнем собрании Белорусской ассоциации международных перевозчиков (БАМАП) заместитель министра экономики Андрей ТУР, заявив о концептуальном изменении перспективной экономической политики правительства, отметил главную его причину: "Индустриальную составляющую как основу экономического роста административно и факторно мы, по сути, исчерпали. Поэтому на новое пятилетие, и тем более в дальнейшем, встает вопрос об иных акцентах нашего социально-экономического развития. Говоря о транспортных услугах, как и об услугах в целом, надо понимать, что именно они должны быть парадигмой государства, которое вступает на путь постиндустриального развития".

Индустриальный потенциал сохранен. И?:

Как напомнил А.Тур, Беларусь долгое время была сборочным цехом Советского Союза, выступая важнейшим индустриальным элементом его экономической структуры. И после распада Союза независимая республика оказалась в сильнейшей зависимости как от внешних источников сырья и энергоносителей, так и от внешних рынков сбыта. "Поэтому прошедшие 10-13 лет особой альтернативы у нас не было - или все развалить и стать непонятно кем, или попытаться максимально сохранить то, что имелось, наладить определенные связи с внешним миром, заинтересовав его своей продукцией, и тем самым "раскрутив" свой индустриальный потенциал, посмотреть, что же можно делать с ним дальше".

Исчерпание индустриальных возможностей страны выразилось, в итоге, в невозможности "прирастать за счет промышленности, сельского хозяйства, т.е. готового материального продукта, - здесь мы сегодня можем дать максимум 3-5-процентный рост ВВП, больше не получается. И не только потому, что у нас не получается - таков опыт всех индустриально развитых стран. Мы же ставим для себя достаточно крупные планы и цели, что присуще - и должно быть присуще - государству на столь высокой стадии индустриального развития". Поэтому объективно "следующий свой шаг Беларусь должна сделать в сторону постиндустриального развития. А это и есть сфера услуг, открывающая дополнительные факторы роста, ниши и условия повышения конкурентоспособности готовой продукции, которые мы до последнего времени не в полной мере задействовали".

Поэтому Президентом было поручено Минэкономики наряду с программой социально-экономического развития до 2020г. разработать и среднесрочную программу развития услуг на 2006-2010гг. При этом, подчеркнул замминистра, была поставлена задача кардинально усилить роль сферы услуг именно в индустриальном секторе экономики. "Ведь до сих пор речь шла в основном о традиционных, привычных всем услугах населению. Но они составляют в валовом внутреннем продукте всего чуть более 5%, а все вместе взятые услуги, если считать по нашим методикам, - это около 26% ВВП. Хотя известно, что у большинства развитых постиндустриальных стран в структуре ВВП услуги занимают от 60 до 80%. Причем этот показатель постиндустриального уровня развития  как  раз и говорит о степени наукоемкой продукции и услугах инновационного характера - в промышленности, на транспорте и т.д.".

"Наши индустриальные гиганты, которые составляют основу экономики, имеют сегодня ряд проблем с техническим перевооружением, связанных с необходимостью существенной реструктуризации этих предприятий. Им не обойтись без создания разветвленной инфраструктуры услуг по продвижению товара, сервису, гарантийному обслуживанию, созданию брэндов, рекламе и т.д. Реальный сектор экономики остро нуждается в инновационных, наукоемких услугах, если мы ставим достаточно амбициозные задания по росту услуг в пределах 15-20%, а по определенным направлениям - в разы.

Это как раз и соотносится с намеченными темпами роста ВВП. Что же касается доли услуг в ВВП, то согласно разрабатываемой нами программе предполагается довести ее до 55-60% к концу 2010г. Если это будет сделано, то масса ВВП достигнет критического значения и уже сама по себе будет воспроизводиться в расширенном размере, если это будет выгодно. А как показывает практика - выгодно. У нас даже нынешний торговый баланс получает дополнительные доходы прежде всего за счет экспорта услуг".

Инвестиции и инновации

Возникает вопрос: кто станет предоставлять эти инновационные услуги промгигантам, есть ли кадры и откуда деньги? По словам А.Тура, "Беларусь отличается достаточно высоким уровнем образовательного стандарта, так что проблем с кадрами нет". При этом инвестиции в сферу услуг окупаются всегда намного быстрее, чем в индустриальном секторе, поскольку не требуют моментальных крупных капиталовложений и больших материально-энергетических затрат. "Услуга, особенно интеллектуальная, инновационная услуга, она сама по себе есть в первую очередь затрата умственных способностей и индивидуальных возможностей. Отсюда привлекательность сферы услуг прежде всего для предприятий малого и среднего бизнеса, различных консалтинговых, инжиниринговых, рекламных, сервисных и т.п. фирм. Именно для них продвижение и дальнейшее обслуживание индустриального продукта предстает как очень широкое и выгодное поле приложения своих усилий, средств и интеллекта".

Что же касается таких предприятий, как МТЗ, Гомсельмаш или МАЗ, на которых появление частных фирм считается сомнительным посредничеством и вообще сложно представимо, то создание товаропроводящей сети, дилерских и сервисных центров - это в принципе их прямая задача. На взгляд А.Тура, "это как раз и будет реструктуризация крупных предприятий под одной крышей. При разделении производственных и сервисных функций предприятия повышается конкурентоспособность продукции, предоставляя возможность специализированным фирмам зарабатывать на продвижении и обслуживании автомобиля, комбайна или трактора. Поэтому бизнес-услуги вполне могут оказывать структуры самих предприятий, а если не хватает сил и средств, то на договорной основе - структуры иного профиля".

Транзитный ресурс

Согласно новой концепции социально-экономического развития "основными факторами устойчивого развития должны стать человеческий, научно-производственный и инновационный потенциал, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами - высокий интеллект, инновации и благосостояние". Отсюда то значение, которое белорусское правительство придает развитию транзитных автомобильных и иных грузо- и пассажироперевозок, транспортных услуг в целом, подчеркнул А.Тур на собрании БАМАП. "При этом международные автомобильные перевозки составляют значительную долю дохода от транзита. Много это или мало, но это 264 млн.USD ежегодно. Добавим к этому трубопроводный, железнодорожный, воздушный и другие виды транспорта и станет очевидно, что здесь можно зарабатывать не только на своих перевозчиках, но и на иностранных, а также на всех сопутствующих транспорту услугах".

При этом вина самих транспортников в том, что до сих пор белорусы почти не присутствуют на рынках экспедиторских услуг и логистики, которые сформировались без их участия. А ведь инфраструктура этих рынков - важнейший фактор продвижения экспортных товаров белорусской промышленности. Кроме того, международные перевозки и транзит через Беларусь вынуждают автопром РБ и самих перевозчиков менять всю технологическую цепочку, инженерные, экологические, инновационные критерии и стандарты, расширяя сферу производственных, транспортных и сопутствующих услуг. При этом, по словам А.Тура, "услуги приобретают более точечный характер, но их становится все больше, в отрасль вовлекается множество новых бизнесов, инноваций и инвестиций. Например, экологические стандарты Евро-3, -4 уже заставляют менять конструкцию и технологию создания автомобиля, двигателя к нему, раскручивая инновационную спираль во всех отношениях. Формируется новый уровень стандартов, который обрастает если не специальностями, то специализациями, новыми видами работ и услуг, производств и товаров".

Однако, подчеркнул при этом замминистра, защита интересов товаропроизводителя вовсе не означает охрану интересов только МАЗа. "С другой стороны, мы защищаем и интересы перевозчиков, потому что они тоже наши товаропроизводители - услуг. Они такая же составляющая нашего ВВП и столь же доходная ниша, как и производство автомобилей. Поэтому должен быть баланс интересов, а правительство должно учитывать его с точки зрения именно потенциальных возможностей тактического и стратегического развития страны. Делать ставку только на развитие автомобилестроения или исключительно транзитных перевозок на импортной технике - в принципе неверно. Если МАЗ может обеспечить 100% потребности БАМАП за счет своей техники международного стандарта - пусть обеспечивает. Если не может - значит, обеспечит лишь определенную долю спроса. Но именно той техникой, качество которой соответствовало бы стандартам тех стран, куда ездят перевозчики, где они обслуживают свои машины и т.д."

"Затраты не только на приобретение автотехники, - заключил А.Тур, - но и ее эксплуатацию и сервис должны быть сопоставимы с западными, поскольку от этого зависит стоимость перевезенного груза и, в итоге, конкурентоспособность белорусского перевозчика. Словом, развитие одного производителя не должно происходить в ущерб другому, для нас это слишком большое расточительство ...".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by