Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Инвестиции
29.04.2017 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Условия кредита ЕФСР: — только самое необходимое

Евразийский банк развития перечислил Беларуси третий транш кредита Евразийского фонда стабилизации и развития, рассказал о причинах его задержки и условиях дальнейшего финансирования.

Из двухмиллиардного кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) на поддержку программы белорусских реформ в течение 2016–2017 гг. наша страна уже получила 1,1 млрд. USD. Оставшуюся сумму надо еще заслужить, выполнив ряд условий.

В ЕСФР отмечают, что перечисление средств состоялось после выполнения Республикой Беларусь отлагательного условия, установленного Советом Фонда, предусматривающего усиление программы, поддерживаемой данным кредитом, мерами, направленными на повышение эффективности управления государственными предприятиями. Необходимость корректировок программы была обусловлена невыполнением трех индикативных показателей, предусматривающих принятие Стратегии повышения эффективности управления государственными организациями, и двух указов Президента Республики Беларусь — о дополнительных мерах по обеспечению социальной поддержки некоторых категорий безработных и об утверждении порядка передачи в доверительное управление финансово неустойчивых предприятий. Общая цель этих документов – стимулирование преобразований в госсекторе, направленных на повышение эффективности управления государственным имуществом, и смягчение социальных последствий реформ.

Предлагаемые корректировки отражены в обновленном Письме о намерениях Правительства и Нацбанка Беларуси. В нем условия предоставления оставшихся трех траншей усилены рядом мероприятий. Это:

- совершенствование методов корпоративного управления в 17 акционерных обществах, в т.ч. принятие корпоративных кодексов, создание профильных комитетов и усиление состава наблюдательных советов независимыми директорами;

- оптимизация государственной собственности на республиканском уровне через передачу в коммунальную собственность не менее 45 госпредприятий, а также продажу государственной доли акций отдельных АО на бирже.

Сделайте что-нибудь рыночное

На первый взгляд, выполнить эти требования сравнительно несложно, тем более, что мы и сами собирались этим заняться. Именно такая оптимизация структуры государственных активов предусмотрена Программой социально-экономического развития РБ на 2016 - 2020 годы, утв. Указом Президента от 15.12.2016 № 466, и комплексом мер по ее реализации, утв. постановлением Совмина от 12.01.2017 № 18. В частности, запланирована передача в текущем году стратегически значимых организаций в управление специализированным управляющим структурам (госоргану или госкорпорации), а остальных организаций – в коммунальную собственность. Также запланирован и ряд мер по развитию корпоративного управления, включая внедрение передовых мировых практик в этой сфере на стратегически значимых предприятиях с привлечением профессиональных управляющих, организация подготовки и переподготовки специалистов в сфере корпоративного управления.

Почти 10 лет назад Минфин приказом от 18.08.2007 № 293 утвердил Свод правил корпоративного поведения. Но его нормы таки не нашли широкого отклика. Это можно заметить по опубликованной на Едином портале правовой информации отчетности. Лишь немногие ОАО сообщают в стр. 13 информации, предписанной Инструкцией о порядке раскрытия информации на рынке ценных бумаг, утв. постановлением Минфина 13.06.2016 N 43, о применении этого свода или корпоративных принципов.

В прошлом году Минэкономики и Госкомимущество постановлением от 05.07.2016 № 45/14 утвердили Методические рекомендации по организации корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства, а за год до этого Госкомимущество постановлением от 09.07.2015 № 29 утвердило примерную форму корпоративного кодекса. В этих документах, среди прочего, предусматривается и создание при советах директоров (наблюдательных советах) комитетов по стратегии, по корпоративному управлению и кадрам, а также по аудиту. Правда, лишь в немногих отечественных АО эти рекомендации стали воплощать в жизнь: прямых указаний не поступало, а явных стимулов для совершенствования корпоративного управления многие директора пока не видят. Но утвердить кодексы и создать комитеты можно довольно быстро, причем не в паре десятков компаний, а в большинстве ОАО. Вопрос лишь в том, будут ли эти структуры реально работать и приносить пользу.

Сложнее с независимыми директорами. Для банков их наличие (не менее двух) в советах директоров предписано ст. 109-1 Банковского кодекса, а требования к квалификации и деловой репутации определены постановлением Правления Нацбанка от 19.12.2012 № 669. Для остальных субъектов хозяйствования подобные нормы не установлены. В ст. 57 Закона «О хозяйственных обществах» лишь дается определение независимого директора, а в статье 84 упоминается, что их количество в акционерном обществе может определяться уставом. Поэтому потребуется выполнить некоторые формальности, но, скорее всего, сначала власти попытаются установить определенные критерии для претендентов на такие посты, а, возможно, ввести их аттестацию с предварительным обучением и т.п.

Сама по себе передача акций предприятий из республиканской собственности в коммунальную ничего не меняет. Нет никаких гарантий, что чиновники исполкомов распорядятся ими лучше, чем их коллеги из министерств и концернов, или из единого органа по управлению государственным имуществом, на создании которого настаивает МВФ. В унитарном государстве с жестким вертикально-интегрированным управлением такое перекладывание акций из одного казенного кармана в другой мало повлияет на отношения собственности. Гораздо больший эффект способно принести появление на фондовом рынке в свободной продаже акций, принадлежащих сейчас государству. Даже миноритарные пакеты могли бы заинтересовать бизнесменов и граждан, давно желавших поучаствовать в фондовых спекуляциях. Увеличение акционерного free flow способно дать хороший импульс развитию рынка ценных бумаг. Одновременно возникнет и стимул для улучшения корпоративного управления: положение компании, чьи акции котируются на бирже, ко многому обязывает.

Технически выполнить эти требования ЕСФР тоже несложно. Дело лишь за политическим решением: освободить дорогу приватизации и дать инвесторам гарантии ее необратимости.

Защищайтесь от безработицы и неэффективности

В условия 6-го транша фонд включил новый контрольный показатель по разработке и внедрению в практику механизмов социальной защиты, предусматривающих профессиональное переобучение высвобождаемых в ходе реорганизации работников и их дальнейшее трудоустройство. Это должно способствовать созданию условий по проведению более активной оптимизации численности работников на госпредприятиях и послужит компенсацией невыполненного условия 3-го транша, предусматривающего повышение пособий по безработице до бюджета прожиточного минимума.

Повторно ЕФСР ставит условием выделения 7-го транша законодательное утверждение порядка принятия местными органами власти решений о передаче в доверительное управление коммунальных предприятий как дополнительного механизма оздоровления финансово неустойчивых госпредприятий, в основном сельскохозяйственных. При этом данное условие переведено в «контрольный» статус. Напомним, что эти меры предусмотрены и Указом № 466, причем в текущем году должна быть закреплена «институциональная возможность» такой передачи. Так что кредиторы требуют от нас выполнения нашей же собственной программы.

Долги без лимита

Совет Фонда одобрил освобождение нашей страны от выполнения по контрольному показателю, ограничивающему привлечение несвязанных государственных займов объемом не более 75% от потребности в погашении долга и, в случае превышения порога, предусматривающему направление суммы заимствований сверх 75% исключительно на пополнение валовых международных резервов. Фактически в январе-августе 2016 г. сумма государственных заимствований республики составила 103,4% суммы погашения. Такая «поблажка» объясняется тем, что консолидированный бюджет страны в этот период был выполнен с широким профицитом (на 1 сентября – 1,5 млрд. BYN или 2,5% к ВВП), позволившим увеличить бюджетные депозиты на сумму, эквивалентную 582 млн. USD. По мнению специалистов фонда это предполагает наличие у властей страны технической возможности пополнения валютных резервов до установленного условием уровня в случае полной конвертации средств в резервную валюту.

По поручению Совета Фонда в мае т.г. управляющий проведет очередной раунд консультаций с властями Беларуси по формированию дополнительных мер для последующих траншей, реализация которых будет направлена на достижение целей программы, поддерживаемой финансовым кредитом ЕФСР. При этом фокус переговоров будет направлен на разработку мер повышения эффективности управления государственными предприятиями как ключевого фактора выхода республики на долгосрочный устойчивый рост. Замечу, что население Беларуси нуждается в исполнении большинства перечисленных ковенантов гораздо больше, чем наши кредиторы – международные финансовые организации.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений