$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

УРОВЕНЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

12.03.2010

На вопросы «Экономической газеты» отвечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Республике Беларусь Анатолий СМИРНОВ.

— Анатолий Владимирович, вы приехали в Минск чуть больше года назад. Вам выпала нелегкая миссия развивать торгово-экономические отношения между нашими странами во время экономического кризиса. Как вам дался этот год? Чего удалось добиться?

— Главой нашего государства Н.А. Назарбаевым, правительством Казахстана были поставлены конкретные задачи по выходу страны из финансово-экономического кризиса. Они заключались не только в оказании существенной финансовой поддержки банкам, АПК, предпринимательской и иным сферам, но и в активном сотрудничестве с другими странами, в первую очередь с входящими в СНГ, ЕврАзЭС, Таможенный союз. Это сотрудничество по созданию условий для свободной торговли, совместного финансирования инвестпроектов, по созданию региональных антикризисных фондов, совместных предприятий и производств.

2009 г. был очень напряженным. Но правительствами Казахстана и Беларуси проведена довольно плодотворная работа, которая заключалась и продолжается по сей день в поддержании и развитии отношений между братскими странами в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной сферах.

В течение 2009 г. по этим направлениям проведено большое количество мероприятий как в Беларуси, так и в Казахстане. И я благодарен белорусским СМИ за постоянное их информационное сопровождение.

Главный импульс в активизации наших отношений дал официальный визит Президента Н.А. Назарбаева в Беларусь. Состоялись его встречи с Президентом А.Г. Лукашенко, руководителями белорусских предприятий. В минувшем году были и официальные визиты премьер-министров, рабочие визиты казахстанских вице-премьера, министров, руководителей областей, делегаций в столицу и регионы Беларуси, и рабочие визиты белорусских первого вице-премьера, делегаций в нашу страну. Соответственно прошли весьма полезные переговоры, достигнуты конкретные договоренности сотрудничества в различных сферах. Кроме того, в Астане с участием премьер-министров К.Масимова и С.Сидорского состоялась прямая видеоконференция с участием руководителей регионов, членов правительств, на которой были определены наиболее важные направления по наращиванию двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

И конечно же, важным направлением сотрудничества на ближайшую пятилетку был определен проект по участию белорусской стороны в индустриально-инновационном развитии Республики Казахстан на 2010–2014 гг.

Все вышеперечисленные и другие мероприятия, проведенные в 2009 г., позволяют поднять двусторонние отношения между нашими странами на новый уровень — уровень стратегического партнерства.

— О каких проектах двустороннего сотрудничества сегодня можно говорить как о реально успешных?

— В рамках официального визита президента Казахстана был подписан план совместных мероприятий на 2010–2011 гг. по реализации Программы экономического сотрудничества между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь на 2009–2016 гг. («Дорожная карта» развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества). В этот план вошли 28 совместных проектов.

По итогам переговоров был также подписан ряд других документов — Совместное заявление глав государств, Соглашение между правительствами о производственной и научно-технической кооперации, соглашения отраслевых органов госуправления и региональных властей.

Глава Казахстана назвал визит знаковым в двусторонних отношениях, выразил уверенность, что экономическое сотрудничество является базой для развития отношений и в других сферах. Он подчеркнул, что Казахстан готов вывести отношения между двумя странами на качественно новый уровень. По словам Нурсултана Абишевича, уже сегодня сторонами намечена реализация ряда крупных совместных проектов общей стоимостью около 3 млрд. USD.

Особую заинтересованность Беларусь высказывает в участии в программе индустриально-инновационного развития Казахстана. В рамках этой программы в настоящее время одобрены десятки проектов.

Казахстан же высказал заинтересованность в белорусском опыте возрождения села через строительство агрогородков, развития сельхозмашиностроения, станкостроения, неорганической химии. Беларусь, конечно же, представляет интерес и как транзитный коридор для выхода на рынок Европейского союза, а также как страна, располагающая мощностями по переработке нефти. Важны для нас вопросы сотрудничества в образовании, научно-технической сфере, сельском хозяйстве, на межрегиональном уровне, в сфере культуры. Поставлены задачи по определению конкретных направлений научно-технической кооперации двух стран, а также по обучению наших будущих специалистов в профессионально-технической системе образования Беларуси на договорной основе.

— Заинтересован ли Казахстан в импорте готовой продукции белорусского машиностроения или же доминантой будет создание совместных предприятий и производств на своей территории?

— Вряд ли уместно одно противопоставлять другому. Скорее можно говорить о гармоничном сочетании. К нам сегодня идет продукция МТЗ, МАЗа, БелАЗа, Могилевлифтмаша и многих других белорусских предприятий. При этом Казахстан может стать трамплином для экспорта ваших товаров на азиатский рынок.

Более активным взаимовыгодным торговым отношениям будет способствовать Таможенный союз трех стран — Беларуси, Казахстана, России. И конечно же, создание на его территории совместных предприятий и производств. В нашей стране уже начата сборка комбайнов в Кустанае, тракторов в Семее и Павлодаре, лифтов в Усть-Каменогорске и Павлодаре. Этот список можно продолжать. Созданы 23 сервисных центра белорусских предприятий, более 30 — совместных, работает 6 торговых домов, значительное количество представительств и дилеров белорусских производителей.

— Казахстан, как и Беларусь, стремится наращивать экспортные поставки. Выступая с посланием к народу, Нурсултан Назарбаев поставил задачу довести в целом к 2020 г. долю несырьевого экспорта в общем его объеме с 27 до 45%. Какую новую казахстанскую продукцию мы увидим, какие отрасли получат импульс к развитию?

— Индустриальное развитие — это наш шанс в новом десятилетии, новые возможности для развития страны. Мы должны форсированными темпами создать фактически новую экономику. Глава государства озвучил ряд приоритетных направлений. Это АПК, металлургия, нефтепереработка, энергетика, химия и фармацевтика, стройиндустрия, транспорт и инфокоммуникации, машиностроение, урановая и легкая промышленность, туризм, космос. Сегодня речь идет о реализации 162 проектов с общим объемом инвестиций 43 млрд. USD. Это обеспечит прибавку ВВП страны более чем на 40%, позволит создать свыше 200 тыс. новых рабочих мест. Выполнение намеченного позволит Казахстану через десятилетие войти в число 50 конкурентоспособных стран мира. Уже к 2014 г. более 80% внутреннего рынка продовольственных товаров должны составлять отечественные продукты питания.

В результате осуществления индустриализации страны казахстанскую продукцию, выпускаемую на новых и модернизированных предприятиях, можно будет увидеть на рынках стран Таможенного союза, Центральной Азии, Кавказа и Ближнего Востока.

Мы сейчас строим железнодорожные линии «Жетыген – Коргас» и «Узень – Государственная граница с Туркменистаном», которые фактически откроют доступ нашей продукции на рынки Китая и стран Персидского залива. Автодорога «Западный Китай – Западная Европа», которую мы начнем строить, — важная магистраль для товаров Казахстана транзитом через Беларусь.

— На какие выгоды рассчитывает Казахстан в связи с созданием Таможенного союза трех государств? Обнаружились ли некие острые углы для казахстанской экономики в рамках этого союза? Каково будет его влияние на наши двусторонние отношения? Возможно ли, по мнению Казахстана, единовременное вступление в ВТО трех стран?

— Создание Таможенного союза должно дать его участникам существенные экономические выгоды. Ведь ключевая идея союза — снижение таможенных барьеров во взаимной торговле между странами-участницами. Как отметил Нурсултан Абишевич, только одно соглашение по выравниванию железнодорожных тарифов позволит увеличить товарооборот и грузооборот между нашими странами на 30%. Расчеты экспертов показывают: беспошлинный оборот товаров и рост грузопотоков будут в дальнейшем увеличиваться в геометрической прогрессии.

Такая модель позволит Казахстану повысить свой экспортный потенциал и снизить издержки по доставке грузов как на территории союза, так и за его пределами.

Политики и специалисты озвучивают впечатляющие цифры: устранение таможенных и торговых барьеров во взаимной торговле будет способствовать экономическому росту и обеспечит к 2015 г. дополнительный прирост ВВП государств Таможенного союза на 15–18%.

Таможенный союз создаст единый рынок мощностью около 170 млн. человек и суммарным ВВП около 2 трлн. USD.

Таможенный союз создает предпосылки для открытия совместных предприятий Казахстана, России и Беларуси за счет расширения рынков сбыта производимых товаров. Таким образом, это будет стимулировать взаимные инвестиции между нашими государствами.

Говорить о каких-либо острых углах в рамках ТС я считаю преждевременным, т.к. мы только в начале создания интеграционного объединения. Если апеллировать цифрами, то мы найдем больше положительного для трех государств, нежели отрицательного.

Формирование Таможенного союза и вступление Казахстана в ВТО — это два параллельно идущих процесса.

В октябре 2009 г. проведены неформальные консультации единой переговорной команды со странами — членами рабочих групп по вступлению трех стран в ВТО. В ходе консультаций страны-контрпартнеры выразили мнение о необходимости более детального рассмотрения предлагаемого странами — членами Таможенного союза формата вступления в ВТО для достижения взаимовыгодных договоренностей для всех сторон по вопросам развития торговли. Впереди у группы переговорщиков большая работа, и нужно выработать общие подходы, устраивающие все стороны и отвечающие их национальным интересам.

— Международные эксперты отмечают, что Казахстан одним из первых в мире предложил системную антикризисную программу и довольно успешно ее реализовал. Какие меры, предпринятые в этом направлении Астаной, на ваш взгляд, могли бы быть полезны для других государств СНГ, в т.ч. Беларуси?

— Еще в октябре 2007 г. правительство Казахстана, Национальный банк и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций приняли ряд первоочередных мер для смягчения негативных последствий нестабильности на международных финансовых и продовольственных рынках.

В первую очередь, в целях сохранения доверия к банкам, Законом предусмотрели увеличение суммы гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с ранее предусмотренных 700 тыс. до 1 млн. тенге, а до 2012 г. (в течение 3 лет) — до 5 млн. тенге.

Кроме того, была разработана и принята программа «План действий по стабилизации экономики», в которой правительство Казахстана пошагово прописало на предстоящие годы развитие экономики страны. Все это позволило нашей стране без резких колебаний перенести трудности первых лет финансового кризиса.

Для реализации намеченных программ и задач использовали средства Национального Фонда в объеме 10 млрд. USD. Они направлены на стабилизацию финансового сектора (4 млрд. USD), развитие жилищного сектора (3 млрд.), поддержку малого и среднего бизнеса (1 млрд.), развитие агропромышленного комплекса (1 млрд.), реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов (1 млрд.).

Для Казахстана 2009 г. выдался непростым, но с учетом накопленного опыта есть определенные положительные результаты. Ряд важнейших вопросов нашел свое решение именно в этом кризисном году. В результате мы получили рост ВВП на 1,2%.Рост промышленного производства составил 1,7%. По стране введено в строй 170 новых промышленных и инфраструктурных объектов стоимостью более 3 млрд. USD. На них создано 9 тыс. постоянных рабочих мест.

Настоящий прорыв был достигнут в привлечении инвестиций, в международном сотрудничестве. Благодаря контактам на высшем уровне с такими странами как Южная Корея, Китай, Италия, Франция, Турция, Беларусь мы достигли соглашений по совместным проектам на сумму свыше 25 млрд. USD.

Правительством прагматично сформирован республиканский бюджет на 2009—2011 гu. В текущих условиях он становится ключевым инструментом поддержания экономической активности. Полагаю, что ряд предпринятых нашей страной мер, может быть интересен и другим странам СНГ.

— С 1 января 2010 г. Казахстан председательствует в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В истории ОБСЕ это первый случай, когда ее возглавляет страна из бывшего СССР. Расскажите, пожалуйста, о приоритетах этого председательства?

— Избрание Казахстана председателем ОБСЕ мы воспринимаем как объективное признание международным сообществом успехов нашей страны и Президента Н.Назарбаева в строительстве экономически сильного и динамично развивающегося демократического государства, его достойного вклада в обеспечение региональной и глобальной безопасности.

Мы видим наши приоритеты в укреплении ценностей и стандартов ОБСЕ, развитии сбалансированной деятельности во всех измерениях и углублении доверия и диалога между государствами-участниками ОБСЕ.

Хотел бы сказать, что человеческое измерение остается ключевой темой в повестке дня нашего председательства. Учитывая имеющийся в Казахстане опыт по укреплению межнационального согласия и развития диалога между конфессиями, наше председательство обращает пристальное внимание на деятельность институтов, ответственных за достижение целей гуманитарного измерения ОБСЕ. Главной мерой по реализации данного приоритета станет проведение в Астане 29—30 июня 2010 г. Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации.

Важнейшим приоритетом председательства Казахстана является реализация инициативы по организации в 2010 г. Саммита ОБСЕ. Ключевыми темами повестки дня Саммита станут проблематика Афганистана, толерантности и др. Я уверен, что это мероприятие придаст новый импульс Организации в современных условиях, актуализирует ее деятельность и, главное, укрепит принципы кооперативной и неделимой безопасности на общеевропейском и евразийском пространстве.

Казахстан заинтересован, чтобы ОБСЕ была сильной, авторитетной и эффективной организацией, способной адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы, в которой превалирует главенствующий принцип равноправия.

Надеюсь, что цели, поставленные нашей страной в год председательства, будут успешно реализованы.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях