$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

УРОКИ ВТО, ИЛИ МЫСЛИ О «ПОСЛЕДНЕМ ВАГОНЕ»©

12.10.2012

Украина выразила желание повысить тарифные пошлины сразу на 370 видов товаров. Соответствующее предложение на 85 страницах разослано государствам — членам ВТО. Такой шаг многие эксперты уже успели назвать беспрецедентным, напомнив, что это может быть приравнено к возобновлению переговоров по условиям членства страны в этой организации.

Наша южная соседка хотела бы усилить тарифную защиту рынка средств наземного транспорта, сельскохозяйственной и бытовой техники, некоторых видов химической, текстильной продукции, цветов и продуктов питания. В своем обращении к странам ВТО Киев заявляет о готовности вступить в переговоры и консультации и просит ответить до 12 декабря т.г.

Данная инициатива выдвинута в рамках ст. 28 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), позволяющего менять ранее оговоренные условия спустя 3 года членства в ВТО. При этом сторона, пожелавшая повысить пошлины на некоторые товары, одновременно должна соразмерно снизить тарифы на аналогичное количество других товаров. Однако с 1995 г. ст. 28 ГАТТ применялась только 30 раз, и не более чем на 10 групп товаров одновременно. Доказывать целесообразность такого шага Украине придется как минимум 35 членам ВТО, имеющим право вести переговоры с ней, в т.ч. ЕС, США, Японии, Южной Корее, Австралии, Канаде, Бразилии, Китаю, Индии и др. А потому переговорный процесс способен растянуться на долгие годы или вовсе не дойти до логического завершения.

Впрочем, Украина может и не ждать согласия многочисленных переговорщиков от ВТО, а скорректировать пошлины в одностороннем порядке. Это даст право другим странам повысить пошлины со своей стороны — но для всех, а не только для Украины. А потому есть серьезные риски, что подобный шаг украинских властей станет заразительным примером и повлечет волну протекционизма по всему миру. Тем более что велик соблазн защитить своего производителя на фоне нестабильной ситуации в мире. В минувший вторник в своем очередном докладе МВФ заявил о высокой вероятности возврата глобальной экономики к рецессии. Неудивительно, что правительства ряда стран уже успели выразить свою озабоченность по поводу стремлений украинской стороны.

Киев, однако, спешит заверить партнеров в том, что его инициативы не носят дискриминационного характера и полностью вписываются в нормы ВТО. Более того, по словам правительственного уполномоченного Украины по вопросам евроинтеграции Валерия Пятницкого, пересмотр пошлин не значит их обязательное повышение, по некоторым позициям может быть и снижение. Для тех же товаров, на которые пошлины вырастут, без сомнения, найдутся встречные позиции для снижения, как требуют правила ВТО, ведь упомянутые 370 видов продукции составляют только 3% тарифных линий страны.

При вступлении в ВТО Украина, рассчитывая на скорую либерализацию мировой торговли в рамках дохийского раунда, пошла на максимальное открытие своих товарных рынков, установив средний тариф для импорта на уровне 4,6%. Это ниже, чем у большинства основных торговых партнеров страны. По многим чувствительным позициям ставки пошлин и вовсе оказались отличными в разы. Разразившийся в 2009 г. глобальный финансово-экономический кризис, вылившийся в повсеместную волну протекционизма, не дал реализовать благие намерения дохийского раунда, из-за чего Украина оказалась в достаточно невыгодных внешнеторговых условиях, а отрицательное сальдо торговли товарами в 2011 г. выросло более чем на 50%, до 14 млрд. USD.

Не особо тревожась по поводу возможного повышения Украиной тарифов для белорусских товаров (наши страны руководствуются Соглашением о зоне свободной торговли в рамках СНГ), Беларусь тем не менее может извлечь некоторые уроки из украинского опыта. Поскольку в настоящий момент на ВТО, объединяющую 156 стран, приходится порядка 97% мировой торговли, вступление в нее каждого нового претендента куда более важно для него самого, чем для уже действующих членов. По этой причине «мяч» переговорного процесса всецело оказывается на поле принимающей стороны, и страны-кандидаты вынуждены мириться с наименее выгодными для себя условиями присоединения. На таком фоне возможность стать членом ВТО с тарифными обязательствами, которые Россия выторговала для себя и всего Таможенного союза, являются для Беларуси в каком-то смысле уникальной возможностью «запрыгнуть в последний вагон» с достаточно комфортабельными условиями. Напомним, что после запланированного снижения Единого таможенного тарифа в течение 7 лет до среднего значения 7,5%, он тем не менее останется выше не только по сравнению со средним значением пошлин Украины, но и ЕС (около 5%).

Понимание этого должно стать серьезной движущей силой для белорусских чиновников, ответственных за переговорный процесс о присоединении республики к ВТО. Ведь если этот поезд уйдет, стоимость билета на следующий может оказаться в разы выше, а нынешние проблемы Украины покажутся несерьезными и даже завидными.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО