$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Уроки внешних рынков

19.02.2008

Драмы не получилось. На внешнее энергетическое давление Беларусь ответила симметричным повышением экспортных цен. Или асимметричным, если такая хитрость удавалась. Нельзя не признать, что белорусский вариант экономического поведения пока хорош.

Леонид ЗАИКО, экономический обозреватель «ЭГ»

Статистические данные свидетельствуют в пользу превалирующей динамики внешних продаж (+20%). Что-то осталось от нефтяной активности 2006 г. Что-то работает на новых тенденциях регионального и мирового рынков.

Начнем с главного — внешней активности и результативности. Речь идет об увеличении экспорта как главном критерии эффективности национальной экономики. Как это ни парадоксально, на 40% больше, по стоимостным оценкам, было продано за пределы Беларуси именно инвестиционных товаров. Прямо расцвет белорусской индустрии в начале 21 века. В эпоху информатики и электроники. Мы не делаем мобильники или информационные коммуникаторы, Пока потеряли силу в велосипедах. Но, назло врагам, наша сила — традиционные инвестиционные товары. Машины, оборудование, средства производства в широком смысле. Потребительских товаров мы смогли продать всего на 19%. Хорошо, что их вообще покупали. Получается, что тяговым локомотивом стали машины и оборудование — инвестиционные товары. Это несомненный успех, который надо развивать в 2008 г. Трудно, конечно, повторить феноменальный результат в 40%, но мы попали на волну. Это надо не просто понимать, а лавировать в море конкуренции. Есть тут над чем и задуматься. Особенно деловым людям.

Инвестиционные товары — прерогатива больших государственных предприятий. Они и получили эти главные результаты. По этой причине пока правительство и не будет думать о развитии малого и среднего бизнеса. Он не дает стратегической отдачи именно сегодня. Выручают традиционные брэнды и товары: трактора, седельные тягачи. Крупные предприятия типа МТЗ или калийного комбината — главные поставщики валюты в страну.

Кстати, решающий сдвиг сделан МТЗ, который смог продать тракторов на 31% больше. С седельными тягачами пока тоже неплохо обстоят дела. Мы увеличили продажи на внешних рынках на 16%. Есть у нас такие машины, которые продавались по 416 тыс. USD за каждую. Покупал Китай, за что ему спасибо. Кстати, и станки белорусские за рубежом покупали на 12% больше, чем в 2006 г.

Причина такой активности — раскрутка внутреннего рынка России и стран СНГ. Это и есть тот долгожданный момент, который белорусский директорат оставлял в качестве главного аргумента — начало и развитие экономического подъема на постсоветском пространстве. Кстати, именно в Китае и бывшем СССР самые высокие темпы прироста ВВП, экспорта и экономической активности как таковой.

Интересные выводы можно сделать и относительно конкурентоспособности. Вне СНГ купили чуть более одной тысячи наших грузовых автомобилей. Этого, скажем осторожно, недостаточно. При этом тракторов по странам мирового сообщества (вне СНГ) мы продали свыше 20 тыс. штук. Продажи за рубежом белорусских грузовых автомобилей выросли всего на 2%. Два завода стоят рядом, но явно чем-то отличаются. Где более активные команды менеджеров и инженеров — там выше и результат. Очевидно, что пришла пора для обновления автомобильных брэндов и создания новых. Засиделись маркетологи МАЗа. При такой динамике в 2008 г. прирост вообще может исчезнуть. А жалко. Или, может, пора отдавать МАЗ в частные руки?

Хорошо бы в качестве нового собственника выступил национальный бизнес. Можно сделать и один общий брэнд, соединив два предприятия. Новый продукт можно назвать «машины из Беларуси». Не швейные и не стиральные, естественно. С этими у нас пока не получается.

Создать сильный брэнд смогут белорусские специалисты по маркетингу и брэндингу. Это пора начинать делать, а не сидеть и ждать, что само собой получится. Надо выходить на новые маркетинговые решения. Формировать мощный ТНК из национального государственного и частного бизнеса. Плюс к этому — вынос сборки за пределы страны. На долгую перспективу.

Такой проект может быть национальным. К нему следует привлечь лучшие интеллектуальные силы страны. Денег на это жалеть не надо. Окупится стократно. Но делать первые заходы пора. Формировать собственного «Валуева» в белорусском транспортном машиностроении. Новый брэнд активного прорывного действия. И новые продукты. Инвестиционные, транспортные.

При энергетическом шоке, которого реально не было, мы создали феномен экспортного инвестиционного рывка. Успех надо развивать. Да и счетчик работает в новом ритме — 2008 г. время выбора перспективных решений.