$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

УРОКИ БУРЖУАЗНОСТИ©

12.04.2013

Среди мер по обеспечению развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совмина от 30.03.2013 № 241, особое место занимает совершенствование национальной системы образования в сфере предпринимательской деятельности. Как научить детей и взрослых быть бизнесменами?

В текущем году планируется ввести в программы факультативных занятий школ темы, формирующие у детей и подростков навыки предприимчивости, а в учебно-программную документацию региональных учреждений образования — «вопросы, направленные на развитие навыков предприимчивости и стимулирование работников к занятию предпринимательской деятельностью». В республике собираются развивать навыки предприимчивости у работников, а на случай, если своих сил для решения столь сложной задачи не хватит, — упростить порядок привлечения международной технической и иностранной безвозмездной (спонсорской) помощи на развитие национальной системы бизнес-образования. Разумеется, гораздо приятнее учиться за зарубежные гранты, особенно если планировать реализацию образовательных программ учреждениями образования с применением электронного обучения и дистанционных технологий.

Идея развивать в обществе предприимчивость промелькнула еще в Директиве № 4, но реальных шагов по ее реализации пока немного. Зато мы не раз наблюдали, как предпринимательские инициативы разбивались о бюрократические барьеры, а иные вполне успешные бизнес-проекты сворачивались или захватывались государством. Не случайно поступления от предпринимательской деятельности и собственности занимают менее 15% в структуре денежных доходов белорусов. С другой стороны, на бесчисленных совещаниях чиновникам пеняют на отсутствие инициативы и предприимчивости — черт, бюрократии по определению несвойственные.

Во всем мире будущих лидеров экономики готовят в бизнес-школах. Конечно, можно начать со средней школы, а то и с детского сада, а для великовозрастной публики организовать по месту работы политинформации о пользе бизнеса и пятиминутки предприимчивости. Вопрос лишь в том, кто и чему там будет учить. Вряд ли удастся массово воспламенить нынешних школьников идеей предпринимательства казенной проповедью, наспех произнесенной низкооплачиваемым учителем или брошенным на ниву просвещения чиновником. Увлечь других идеей «как стать бизнесменом» — удел сравнительно небольшого круга энтузиастов, да и то при наличии соответствующей поддержки. Речь идет не о бюджетных или западных грантах (хотя и они пригодятся), а об отношении к бизнесу как институту во всех слоях общества. Если «верхи» его воспринимают как не слишком желательное, но неизбежное явление, с которым приходится мириться ради регулярного доения, то и «низы» будут относиться к нему соответственно. Как хорошо быть бизнесменом — богатым и успешным: свое дело, миллионы в банке, подчиненные, заводы, виллы, банкеты, лимузины, яхты — и все мое. А за фасадом — обивание порогов, согласования, поиск лазеек в законодательстве и в высокие кабинеты, проверки, риск утратить благорасположение чиновников, что куда страшнее любой невыгодной сделки, девальвации и глобального кризиса вместе взятых. Акции не купить и не продать, пока исполком не решит, отказываться ли ему от своего преимущественного права. Магазин откроется не там, где он принесет максимум выгоды, а где укажет перст чиновника. Страх отъема собственности «именем революции». Инвестировать и наращивать объемы не ради своих доходов, а чтобы обеспечить выполнение прогнозных показателей. Не высказываться откровенно и публично о действиях и проектах властей, а покорно принимать к исполнению любое решение свыше. Для взрослых это привычно. А чуткие к фальши юные души быстро уловят, что если бизнесу дозволяется дышать лишь в рамках, очерченных бюрократией, то гораздо выгоднее стать тем, кто эти рамки устанавливает, чем пытаться устроиться поудобнее в кругу красных флажков.

Разумеется, можно ограничиться основами конкретных осязаемых знаний по финансам, хозяйственному праву и маркетингу, протестировать школьников на предмет выявления способностей к бизнесу. Сложнее заверить детей и взрослых, что предпринимательство в Беларуси действительно надежное, уважаемое и достойное занятие. Пожалуй, это даже труднее, чем научить становиться лидерами бизнеса. Всегда есть люди, наделенные от природы даром лидерства, «бизнес-жилкой», умением рисковать и добиваться успеха. Но это — дело индивидуальное, хотя современные исследования показывают, что даже таким плохо формализуемым навыкам, как «эмоциональный интеллект», можно научить. А вот как воспитать позитивную психологию бизнеса у всего общества, избавиться от поколениями выращенных стереотипов и заменить былые идеалы и примеры для подражания на буржуинов: соросов и гейтсов, джобсов и баффетов? Впрочем, учить детей лучше на более близких примерах. Многие ли отечественные бизнесмены готовы стать примером для подражания, не краснея рассказать, как заработали свои миллионы, и сколько их вообще…

Леонид ФРИДКИН