$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

Уравнение налогов: время плюс масса

01.11.2016

В борьбе за улучшение места в рейтинге Всемирного банка Doing Business Беларусь добилась немалых успехов. Но иногда случаются и временные срывы. Так, в последнем исследовании наша страна потеряла 4 позиции, опустившись с 95 на 99 место. Впрочем, предпринимателей и инвесторов гораздо больше беспокоит не строчка в том или ином рейтинге, а реальная сумма и доля налоговых изъятий, уровень сложности и предсказуемости законодательства и строгость контроля.

Рейтинг Doing Business позволяет сравнивать уровень налоговой нагрузки и административного бремени, связанного с уплатой налогов и подачей отчетности. Авторы исследования учитывают налог на прибыль или на доходы предприятий, отчисления на социальное обеспечение и налоги на рабочую силу, уплачиваемые работодателем, налоги на собственность и ее передачу на дивиденды и прирост капитала, на финансовые операции, на сбор отходов, на транспортные средства, дорожные налоги, а также любые другие малые налоги или сборы, как общенациональные, так и местные.

Рейтинг стран по степени благоприятности условий для уплаты налогов определяется путем сортировки баллов по показателю передового рубежа для индикатора. Общий балл для страны по показателю отдаленности от передового рубежа в налогообложении представляет собой среднее арифметическое четырех показателей, входящих в данный индикатор. При этом к общей налоговой ставке применяется порог, ограничивающий минимальное значение, которое принимается во внимание, а также нелинейная трансформация. Порог определяется как общая ставка налогообложения и зафиксирован на уровне 26,1%. В исследовании подчеркивается, что эта пороговая величина не основана на какой-либо теории «оптимальной налоговой ставки». Это просто усредненный показатель, определенный на нижней границе распределения значений налоговых ставок, которыми облагаются малые и средние промышленные предприятия. При этом не учитываются некоторые национальные особенности вроде налогообложения природной ренты и т.п.

Таким образом, исследование ВБ выходит за рамки традиционного определения налогов, оценивая, как влияют на счета предприятий любые установленные государством сборы, включая отчисления на социальное страхование. Для целей расчета суммарной налоговой ставки учитываются только налоги, бремя которых фактически несут компании. Однако здесь, как правило, не учитывается НДС (кроме случаев, когда он не подлежит возврату), поскольку этот косвенный налог не влияет на расчет прибыли компании. Но НДС учитывается в показателях, связанных с соблюдением установленных административных требований (показатели времени и количество платежей), поскольку он увеличивает административное бремя соблюдения норм, установленных налоговой системой. В значительной мере методология исследования предполагает определенные допущения и упрощения, основанные на предположениях о проведенных за год операциях. Кроме того, собирается информация о частоте подачи налоговой отчетности и выполнении платежей, а также о времени, которое необходимо для соблюдения налогового законодательства в стране, и времени, которое необходимо для возврата НДС (в т.ч. время на подачу и обработку соответствующего заявления) и для прохождения проверки по налогу на прибыль.

Новинкой исследования стал индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов. Он учитывает время на соблюдение требований для возврата НДС, а также на исправление ошибок и проверки по налогу на прибыль. Индекс рассчитывается как среднее арифметическое баллов удаленности от передового рубежа по этим компонентам.

В итоге получается если не совсем точная, то пригодная для сопоставления картина сравнительной конкурентоспособности налоговых систем разных стран. По итогам Doing Business – 2017 ее можно представить в следующей таблице:

Страна

Рейтинг, налоги

Платежи (кол-во в год)

Время (часы в год)

Налоговая ставка (% от прибыли)

Индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов

общая

налоги на прибыль

зарплатные налоги

прочие налоги

ОЭСР

 

10,9

163,4

40,9

 

 

 

85,1

Европа и ЦА

 

17,6

221,5

33,8

 

 

 

71,2

Лидеры

Катар

1

4,0

41,0

11,3

 

 

 

 

ОАЭ

2

4,0

12,0

15,9

 

 

 

 

Гонконг, Китай

3

3,0

74,0

22,9

 

 

 

98,6

Новая Зеландия

 

7,0

152,0

34,3

30,0

2,5

1,6

 

Сингапур

 

5,0

66,5

19,1

1,8

16,2

1,1

 

Страны ЕАЭС

Армения

88

14,0

313,0

18,5

17,6

-

0,8

49,1

Беларусь

99

7,0

176,0

54,8

12,9

39,0

1,1

50,0

Казахстан

60

7,0

178,0

29,2

16,2

11,2

1,8

49,1

Кыргызстан

148

51,0

225,0

29,0

6,4

19,5

3,1

36,9

Россия

40

7,0

168,0

47,4

 

 

 

 

Прочие страны СНГ

Азербайджан

40

6,0

195,0

39,8

13,0

24,8

2,1

81,0

Молдова

31

10,0

181,0

40,4

8,9

31,1

0,2

91,4

Таджикистан

140

12,0

258,0

65,2

17,7

28,5

35,6

41,8

Узбекистан

138

46,0

192,5

38,1

11,5

24,9

1,5

47,0

Украина

84

5,0

355,5

51,9

8,7

43,1

0,1

79,3

Постсоветские страны вне СНГ

Грузия

22

5,0

270,0

16,4

14,3

-

2,1

87,2

Латвия

15

7,0

168,5

35,9

6,3

26,6

3,0

98,1

Литва

27

11,0

171,0

42,7

5,9

35,2

1,5

97,6

Эстония

21

8,0

84,0

48,7

7,9

38,8

2,0

98,6

Партнеры

Турция

69

11,0

216,5

41,1

18,2

19,9

3,1

 

Польша

47

7,0

271,0

40,4

14,5

24,9

1,0

92,2

Китай

131

9,0

259,0

68,0

 

 

 

48,6

Аутсайдеры

Мавритания

188

45,0

724,0

71,3

 

 

 

19,0

Чад

189

54,0

766,0

63,5

 

 

 

16,4

Cомали

190

-

-

-

 

 

 

0,0

У некоторых стран есть свои преимущества, которые не всегда доступны остальным. Например, меньше всего тратят времени на расчет налогов в ОАЭ (12 часов), Бахрейне (27), Катаре (41), Сан-Марино (52), Люксембурге (55), Швейцарии (63), Сингапуре (66,5), Саудовской Аравии (67), Омане (68) и Гонконге (74). Рекордсменами по затрачиваемому времени являются Венесуэла (792 часа), Ливия (889), Нигерия (907,9), Боливия (1025) и Бразилия (2038 часов). Наша страна по этому показателю занимает 66 место, всего на 1 строчку и 1 час уступая США.

По числу налоговых платежей в год лидируют Гонконг и Саудовская Аравия (по 3 платежа), Норвегия, Катар, ОАЭ (по 4), Грузия, Сингапур и Украина (по 5). В Азербайджане, Мексике, Марокко и Швеции обходятся 6 платежами. По 7 платежей Всемирный банк насчитал в 10 странах, включая Беларусь, Чили, Казахстан, Латвию, Польшу, Россию и лидера в общем зачете – Новую Зеландию. Кстати, в 15 странах обходятся 8 платежами в год. Больше всего платежей совершается в Нигерии (59), Кот-д’Ивуаре (63) и Венесуэле (70).

По уровню налогового бремени вне конкуренции оффшорные юрисдикции и страны, живущие за счет нефтяной ренты. Так, минимальная общая налоговая ставка зафиксирована в Вануату – 8,5% прибыли, Брунее (8,7%), Восточном Тиморе (11,2%), Катаре (11,3%) и Кувейте (13%). Впрочем, в Македонии тоже ограничились 13% изъятий. Наша страна с показателем 54,8% занимает лишь 161 место из 190 – между Конго и Шри-Ланкой. Но это существенно меньше, чем у замыкающих рейтинг Боливии и Эритреи (по 83,7%), Аргентины (106%) и Коморских островов (216,5%).

Налоговая система Беларуси за 10 лет радикально изменилась как в реальности, так и в исследованиях. По версии Всемирного банка, количество налоговых платежей у нас сократилось в 18 раз, время, затрачиваемое на налоговый учет, – в 5,6 раза, налоговая нагрузка на прибыль – в 2,5 раза. Однако продвижение в рейтинге в позиции «налогообложение» в последние годы в основном шло за счет совершенствования порядка исчисления и уплаты налогов. Но при этом все расходы на внедрение электронных сервисов и т.п. несет белорусский бизнес. По сути, он из года в год платит своеобразный «налог на администрирование налогов», который не учитывается в различных рейтингах, но является ощутимым бременем. Фискальная нагрузка при этом формально меняется гораздо меньше, но из-за усиления администрирования выглядит все тяжелее. Этот парадокс смутно ощущается бизнесом. Как показывают независимые исследования белорусских специалистов и деловых союзов, у предпринимателей сохраняются претензии к ключевым параметрам налоговой системы: как по уровню фискальной и административной нагрузки, так и по качеству регулирующего законодательства.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ