Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Упростить и отменить!

Предприниматели предлагают усовершенствовать налоговую систему

Предприниматели предлагают усовершенствовать налоговую систему

Отменить оборотные платежи и чрезвычайный налог, отказаться от практики предоставления индивидуальных льгот и "максимально упразднить различного рода исключения из общих правил при отнесении затрат на себестоимость", а также ввести плоскую ставку подоходного налога на уровне 15%.  Такие предложения по совершенствованию налоговой системы подготовили и направили в Министерство финансов эксперты Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. М. С. Кунявского (БСПН).

По мнению членов рабочей группы, специально созданной при БСПН для участия в процессе реформирования налоговой системы, в корректировке нуждается общая система налогообложения, действующая для субъектов малого предпринимательства  (упрощенная), а также налогообложение физических лиц.

Налоговая система должна выполнять свою стимулирующую функцию, считают эксперты БСПН и предлагают изменить модель начисления и механизм взимания социальных платежей таким образом, чтобы предприятиям было выгодно платить своим сотрудникам высокую заработную плату легально, а не в конверте. Для этого ставки платежей должны быть регрессивными, считают они, а между объемом отчислений и размером получаемой пенсии должна существовать прямая связь.

Сделать равными для всех субъектов условия хозяйствования поможет отмена льгот персонального характера. Например, таких, как освобождение от налога на прибыль производственных мастерских, опытно-экспериментальных заводов, подсобных хозяйств и других организаций учреждений образования, организаций исправительно-трудовых учреждений и др.  Также эксперты считают целесообразным упразднить льготы, сложные в применении, т. е. те, которые требуют ведения отдельного учета доходов и затрат по льготируемому виду деятельности.

В усовершенствовании нуждается также методика формирования налогооблагаемой базы, указывается в письме, направленном в адрес Минфина. В данном случае эксперты имеют в виду наличие большого количества исключений из общих правил при отнесении тех или иных затрат на себестоимость продукции. Предлагается дать право предприятиям включать в затраты весь объем заработной платы, расходы на оплату консультационных, информационных и маркетинговых услуг, затраты на проведение аудита (независимо от требований по его обязательности) и командировки, связанные с производственной деятельностью, а также представительские расходы. Разумеется, все статьи расходов должны быть документально подтверждены.

Члены рабочей группы обращают внимание на то, что действующая упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства не используется теми, для кого создавалась, по причине фактического отсутствия обещанной простоты. Авансовые платежи, обязательные в этом случае, оказываются настолько большими, что "вымывают" оборотные средства. Жесткие ограничения по объему ежеквартальной выручки, нарушение которых чревато переходом на общую систему налогообложения, препятствуют стремлению малых предприятий к поиску выгодных заказов, повышению производительности труда, росту бизнеса. Наличие наряду с единым налогом большого количества других обуславливает высокий уровень цен на продукцию малых предприятий и снижение конкурентоспособности. Пытаясь избежать этого, малые предприятия вынуждены идти на применение "серых" схем расчетов, в  том числе по заработной плате. Подтверждением тому служит факт, что средняя заработная плата в предпринимательском секторе по итогам прошлого года оказалась значительно ниже, чем в госсекторе, считают эксперты БСПН. По их мнению, действительно полезной для малого предпринимательства упрощенная система может стать, если отменить предварительную оплату стоимости патента (право применять упрощенную систему) и всякие другие платежи из выручки; увеличить пороговое значение численности работающих и объема выручки в расчете на год, а не по кварталам. 

Аргументируя тем, что  подоходное налогообложение физических лиц в нашей стране обладает низкой бюджетной отдачей (его доля в доходах бюджета не превышает 10%,  в то время как в Литве она достигает 23%, Венгрии — 17%, Эстонии — 21%), эксперты предлагают и здесь провести реформы. В частности, увеличить необлагаемый уровень дохода до уровня бюджета прожиточного минимума, а во избежание резкого снижения налоговых поступлений в бюджет одновременно с этим повысить налоговые ставки. Поскольку более 90% населения уплачивают  подоходный налог по ставкам 9% и 15%, то целесообразным, по мнению экспертов, было бы введение плоской ставки на уровне не выше 15%. Такой шаг не только снизит затраты на налоговое администрирование, но и повысит экономическую мотивацию к зарабатыванию денег, в том числе станет стимулом для вторичной занятости, отмечают участники рабочей группы.

Напомним, что указание упростить налоговую систему  правительству дал Президент. Совсем недавно, выступая на коллегии Минэкономики, премьер-министр Сергей Сидорский сказал, что ожидает и от этого министерства предложений по снижению налоговой нагрузки, упрощению законодательства в этой сфере. Для аккумуляции предложений Минфин даже организовал специальную горячую линию. Направленные в адрес министерства предложения предпринимателей — их вклад в предстоящее реформирование. Обращаясь в Минфин, они рассчитывают, что изменения произойдут с участием и на пользу тех, кого они коснутся.