$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

УПРОЩЕНКА - 2013:

31.07.2012

что может быть проще и выгоднее

Предпринимательские союзы подготовили ряд предложений по совершенствованию упрощенной системы налогообложения (далее — УСН). Они касаются не только тысяч компаний, применяющих этот налоговый режим, но и сотен тысяч их работников, а также, по мнению авторов, могут существенно улучшить ситуацию в экономике Беларуси. Как усовершенствовать «упрощенку» в интересах бизнеса и государства, «ЭГ» рассказал один из авторов предложений, председатель общественного объединения «Белорусский союз предпринимателей» Александр КАЛИНИН.

В настоящее время в стране УСН применяют более 51% организаций малого бизнеса (40 460). Совершенствование данного налогового режима особенно актуально для производственного предпринимательства. Но не в меньшей степени в этом заинтересовано все общество.

На кого работаешь?

Серьезным вызовом для Беларуси после создания ЕЭП является наметившаяся тенденция увеличения трудовой миграции из Беларуси в Россию из-за значительных различий в оплате труда. Чтобы остановить отток кадров, необходимо срочно создать условия для роста зарплаты на предприятиях малого бизнеса, а также стимулировать создание ими новых рабочих мест.

При совершенствовании УСН следует обеспечить выполнение поставленной Президентом РБ задачи увеличить среднемесячную зарплату работников до эквивалента 500 USD, в частном секторе — до 700, а также плана правительства по созданию новых рабочих мест и доведению численности занятых в малом и среднем бизнесе до 1,8 млн. чел., а доли малого бизнеса в ВВП — до 30%. Кроме того, не решена очень важная проблема по выравниванию условий хозяйствования и создания конкурентных преимуществ для белорусских предприятий в ЕЭП.

Напомним также, что подпункты 4.1 и 4.4 Директивы № 4 предусматривают систематическую работу по снижению налоговой нагрузки, а также регулярный пересмотр размера выручки для применения УСН. Актуальной остается и задача снижения расходов на налоговое администрирование у субъектов хозяйствования и в госорганах.

По данным МНС, из числа субъектов хозяйствования, применяющих УСН, 39 925 (98,7%) не являются плательщиками НДС, а их выручка не превышает 3,4 млрд. Br в год. Количество «упрощенцев» свидетельствует о привлекательности данной системы налогообложения.

Организации, применяющие УСН без НДС, в отраслевом разрезе можно разбить на 3 группы:

– оптовая и розничная торговля (35% общего числа организаций и 24% занятых работников);

– операции с недвижимостью и имуществом, арендой и сдачей внаем имущества, лизингом (21% и 18% соответственно);

– промышленность, строительство, транспорт и прочие услуги (44% и 58%).

В последней группе — 4353 предприятия обрабатывающей промышленности, 3547 строительных организаций, на долю которых приходится 27% общей численности занятых.

Выручка + зарплата =

Органами государственного управления планируется, что с 2013 г. предельный размер валовой выручки, позволяющий применять УСН без уплаты НДС, будет увеличен с 3,4 млрд. до 4,1 млрд. Br. При этом почему-то не учитывается фактический уровень прошлогодней 2-кратной инфляции. Такой подход не обеспечивает условий для динамичного развития промышленных, строительных, транспортных предприятий и сферы услуг. Например, с учетом структуры себестоимости и средней рентабельности в обрабатывающей промышленности, исходя из данных Белстата и по нашим подсчетам, критерий валовой выручки для достижения малыми организациями обрабатывающей промышленности с численностью 15 чел. средней зарплаты на одного работника в эквиваленте 500 USD (при прогнозном курсе 8500 USD/Br) должен составлять 8,2 млрд. Br, для зарплаты, эквивалентной 700 USD — 11,5 млрд. Br, а в 2013-м —-12,2 млрд. Br.

Поэтому мы считаем, что для предприятий 3-й группы производителей товаров (работ, услуг) следует установить критерий валовой выручки, позволяющей применение УСН без НДС, с 1.01.2013 г. — 8,2 млрд. Br, а с 1.01.2014 г. — 12,2 млрд. Кстати, это позволит сблизить условия хозяйствования малых предприятий в РБ с условиями в РФ, где этот критерий сегодня составляет 60 млн. RUB (15 млрд. Br).

В случае увеличения критериев выручки до предлагаемых размеров можно ожидать в 2013–2014 гг. роста среднемесячной зарплаты на действующих предприятиях примерно на 1,7 млн. Br в год.

Вместе веселее

Если у нас критерий среднегодовой численности для применения УСН без НДС составляет 15 человек, то в России — 100. Одно это сдерживает развитие малых предприятий производственного сектора. При таком количестве работников можно успешно развивать только торговлю. Отметим, что при жестком критерии выручки сохранение ограничения по численности вообще не имеет смысла.

Опросы руководителей малых производственных предприятий показывают, что они готовы увеличивать число рабочих мест и объемы выпускаемой продукции в рамках УСН при пересмотре критерия численности. Поэтому последний следует уже в 2013 г. увеличить хотя бы до 50 человек. По данным опросов, это позволит обеспечить ежегодный прирост рабочих мест на предприятиях 3-й группы до 15%, т.е. в 2013 г.— на 20,5 тыс., в 2014-м — на 23,5 тыс.

Правда, МНС полагает, что подобный шаг приведет к выпадению доходов бюджета на 500 млрд. Br. Однако, по мнению бизнес-союзов, эта цифра завышена. Вместе с тем это предложение касается только 3-й группы организаций, из которых, по данным опроса, заинтересованы в переходе на УСН только около 30% предприятий. Таким образом, возможное снижение доходов бюджета составит не более 70 млрд. Br в год. В то же время эти потери будут с лихвой перекрыты поступлениями, обусловленными ростом деловой активности на предприятиях, уже применяющих УСН, — ростом зарплаты, созданием рабочих мест, увеличением объема товаров (работ, услуг). Благодаря этим факторам, государство в 2013–2014 гг. сможет дополнительно получить 1348 млрд. Br подоходного налога, 3487 млрд. Br налога по УСН, 3820 млрд. отчислений в Фонд соцзащиты.

Неподъемная недвижимость

Между тем у налоговиков свои виды на реформирование «упрощенки». Они предлагают ввести с 1.01.2014 г. налог на недвижимость для субъектов, применяющих УСН, при наличии зданий, помещений, общая площадь которых превышает 150 кв. м. По мнению бизнес-союзов, это лишь усложнит налоговое администрирование, увеличит расходы на него, а также издержки для 31,5 тыс. субъектов хозяйствования. При этом основная нагрузка опять ляжет на промышленные предприятия, заставляя бизнес возвращаться к торговле, — ведь площадь среднего магазина как раз составляет до 150 кв. м. Налог станет по сути еще одним бременем для инвесторов, ухудшая инвестиционный климат в стране, не говоря уже о дополнительных препятствиях на пути реализации положений Директивы № 4, предусматривающих передачу производственных площадей эффективному собственнику.

Кстати, по российскому законодательству не могут применять УСН организации, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов у которых превышает 100 млн. RUB (25,6 млрд. Br). С учетом средней структуры основных производственных фондов это примерно соответствует 5000–6000 кв. м на одно малое предприятие. Согласно отчету рабочей группы по проведению инвентаризации производственных площадей организаций г. Минска в I квартале т.г. в среднем на одного работающего приходилось 53,9 кв. м производственных площадей, или 5390 кв. м на малое производственное предприятие с численностью 100 человек.

Таким образом, имеет смысл рассматривать введение в 2014 г. налога на недвижимость только для субъектов хозяйствования, применяющих УСН, имеющих помещения площадью свыше 5000 кв. м.

* * *

Итак, предлагаемое Белорусским союзом предпринимателей и Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского увеличение критериев выручки и численности для организаций, применяющих УСН без НДС, должно дать значительный экономический эффект и будет способствовать развитию малого бизнеса. Хочется надеяться, что отечественные законодатели примут во внимание эти аргументы при внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс с учетом социальных и долгосрочных макроэкономических последствий для экономики страны.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях