$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Упрощение в цейтноте

19.06.2007

Сжатые сроки, отпускная пора и нескоординированность усилий бизнес-ассоциаций могут существенно усложнить их участие в кампании по упрощению административных процедур. Барьеры создавались больше десяти лет, а разобраться в них и устранить предлагается в течение трех месяцев, сокрушаются в предпринимательских союзах.

Напомним, что по замыслу правительства проанализировать процедуры всех органов госуправления и подготовить проект нормативного акта по их упрощению необходимо к сентябрю. По мнению Белорусского союза предпринимателей (БСП), предложенный правительством формат работы неэффективен и создает многочисленные риски, способные снизить результативность работы. «Мы имеем дело с взаимодействием двух больших и сложных систем, — говорится в письме, направленном на имя вице-премьера Андрея Кобякова, возглавляющего рабочую группу по упрощению административных процедур. — С одной стороны, 38 органов госуправления (31 министерство и 6 облисполкомов и Мингорисполком). С другой — четыре крупные бизнес-ассоциации страны (БСПН имени Кунявского, БСП, БелАПП, МССПиР) и Международная финансовая корпорация, за которыми стоит еще около 30 специализированных и региональных объединений».

В связи с этим БСП предупреждает о «риске хаотизации» процесса по упрощению процедур. В случае отсутствия координации между бизнес-ассоциациями количество предварительных рабочих встреч с представителями министерств может стать просто огромным — более ста. Как показывает опыт, найти компромисс в ходе одного заседания бывает сложно, обычно для этого требуются дополнительные консультации и согласования.

Огромная нагрузка выпадет и на саму рабочую группу, считают в БСП. На оставшиеся 3 месяца запланированы 6-7 заседаний, на которых должны быть рассмотрены процедуры 38 органов госуправления, то есть по 5-6 министерств за один присест. О какой качественной работе может идти речь?

Для полноценной работы требуется время и дополнительная подготовка, причем обеим сторонам. Так, органам госуправления, по мнению БСП, необходимо учесть и ввести в свою классификацию более широкий круг административных процедур (некоторым разобраться, что следует считать таковыми), а также уточнить значительную часть обоснований к ним. Бизнес-ассоциациям необходимо скоординировать свои действия. К тому же следует учитывать реальность — отпускной сезон, что может создать проблемы для всех сторон процесса.

К слову, дабы избежать дублирования встреч предпринимательских союзов с органами госуправления, Минэкономики предложило бизнес-союзам и МФК до 8 июня распределить между собой перечни административных процедур госорганов, предусмотренных к рассмотрению в мае-июне, проанализировать их и провести по ним совместные заседания с госорганами не позднее 22 июня. Однако этого, по информации «ЭГ», пока сделано не было. Фактически каждый союз работает «по индивидуальной программе». Например, на 22 июня запланирована встреча БСПН имени Кунявского с Госстандартом. Аналогичное мероприятие с этим ведомством готовит также БСП.

Возможно, принципиальные решения будут приняты на очередном заседании рабочей группы на нынешней неделе, где как раз планируется обсудить вопросы взаимодействия бизнес-ассоциаций и МФК с органами госуправления в работе по упрощению процедур.

Изначально к этому процессу предпринимательские союзы привлекать не планировалось, рассказал «ЭГ» глава БСП Александр Потупа. В правительстве полагали, что раз есть поручение главы государства и Совмина, то все министерства «построятся» и сами все сделают. Но за полгода функционирования рабочей группы (она была создана в конце ноября 2006 г.) министерства лишь отчитались о том, какие процедуры у них есть, да и то во многом подошли к этому формально, отметил он. Например, Минстройархитектуры представил лишь одну процедуру, которую применяет в отношении субъектов хозяйствования — проведение государственной экспертизы градостроительных проектов и выдачу экспертных заключений по ним. Некоторые министерства в качестве «предложений» по сокращению процедур отвечали примерно следующее: срок и процедура совершения данного административного действия являются оптимальными, не вызывает нареканий со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их целесообразно сохранить.

Поэтому было решено подключить к этому процессу «спецназ» в лице бизнес-союзов, сообщил председатель БСП. По его мнению, работу надо начинать с методологии вопроса: что такое процедуры, что считать сложным, а что простым, ограничиваться ли только институциональными расходами (временные и финансовые затраты на их прохождение). Есть хорошо прописанные процедуры, но с точки зрения правоприменения они труднопроходимые, есть и откровенно бессмысленные, отметил А.Потупа. Но в любом случае обоснования процедур со стороны министерства должны быть. Из-за их отсутствия что-либо обсуждать с чиновниками очень сложно. В результате вместо конструктивного сотрудничества может возникнуть конфронтация, что еще более усложнит взаимодействие между бизнес-ассоциациями и органами госуправления.

По мнению главы БСП, можно взять одну процедуру и отработать ее до конца, но чтобы она была значима для абсолютно всех субъектов хозяйствования. Например, процедура ликвидации. «Такая участь может постигнуть каждую организацию, но сегодня это процесс сложный. Очень многие заинтересованы в ее упрощении, есть и хороший проект закона. И даже если вся кампания закончится «пшиком», мы могли бы сказать, что сделали что-то важное для бизнеса», — отметил А.Потупа.

Дмитрий ЕРМАК