$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

УПРОЩЕНИЕ «СТРОПТИВОЙ»

23.02.2007

Упростить действующую систему налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса оказалось не таким уж и простым делом. Вот уже больше полугода чиновники разных уровней периодически сообщают о том, что указ главы государства «Об упрощенной системе налогообложения» будет принят «в самое ближайшее время». Если бы их оптимистичные планы сбылись, то действующие предприниматели могли бы работать по новой, более простой схеме, уже с начала 2007 г., а вновь созданные — еще во второй половине минувшего года. Теперь же такая перспектива отодвигается для них все дальше и дальше.

На недавней пресс-конференции по итогам расширенного заседания Совета по развитию предпринимательства, где обсуждались насущные проблемы бизнеса, замминистра экономики Андрей Тур в очередной раз упомянул о проекте указа и скором его принятии. Документ упрощает процедуры налогообложения, сокращает налоговую отчетность, максимально снижает трудозатраты, связанные с ведением учета результатов предпринимательской деятельности для налогообложения. Причем это позволило бы частично решить и проблему перехода ИП в юрлица, поскольку проект фактически вводит понятие «микроорганизации», сказал замминистра. Однако почему этот довольно прогрессивный проект указа столько времени не может увидеть свет, никто толком сказать не может. Возможно, «плод» еще не созрел?

Пока же представители малого и среднего бизнеса могут радоваться упрощению для них налогообложения только на бумаге. Действующее законодательство предусматривает «упрощенку» для юридических лиц и ИП со среднесписочной численностью работников до 15 человек и размером ежеквартальной выручки до 5 тыс. базовых величин. Правом на ее применение является патент, годовая стоимость которого определяется Советом Министров. Однако необходимость платить за него авансом еще до того момента, как предприниматель начал работать, с последующим перерасчетом налога по фактическим итогам работы, делает нынешнюю систему непривлекательной. Кроме того, в законодательстве не предусмотрен возврат платы за патент в случае, если фактическая сумма подлежащего уплате налога за год меньше годовой стоимости патента.

По данным Минэкономики, в 2005 г. упрощенную систему применяли лишь 750 юридических лиц и около 1 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые уплатили всего 0,13% от общей суммы налоговых поступлений.

Подготовленный проект указа отменяет уплату патента, а также механизм авансовой уплаты налога. Вместо этого предлагается уплачивать налог ежемесячно исходя из фактического размера выручки, полученной за месяц по ставке 8%+НДС или 10% но без НДС. По мнению разработчиков, на упрощенную систему налогообложения по ставке 10% перейдут лишь те индивидуальные предпринимали, которые по различным причинам не имеют возможности документально подтвердить необлагаемые вычеты для целей исчисления и уплаты налогов в общеустановленном порядке.

Кроме того, документ расширяет круг субъектов малого предпринимательства, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения. Предельная численность наемных работников увеличена с 15 до 100 человек, а максимальный среднегодовой размер валовой выручки — до 2 млрд. Br.

Предусмотренные в проекте критерии предельной выручки позволят получить право на использование упрощенной системы примерно 83% от общего числа предприятий с численностью работающих до 15 человек и 60% организаций с численностью работающих от 15 до 100 человек.

По данным статистики, количество юридических лиц с численностью работающих до 15 человек и среднегодовой валовой выручкой до 600 млн. Br в 2005 г. составляло 20 938. Из них больше всего работает в торговле и общественном питании — 39%, в промышленности — около 20%, строительстве — 12%, на транспорте и в связи — 7%.

Количество организаций с численностью работающих от 15 до 100 человек и среднегодовой валовой выручкой до 2 млрд. Br в 2005 г. составляло 3741, из которых 29% приходилось на предприятия промышленности, 23% — строительства, 22% — торговли и общественного питания, 9% — транспорта и связи.

Потенциальными плательщиками налога по упрощенной системе налогообложения являются также индивидуальные предприниматели, которые сейчас платят единый налог. По предварительным оценкам Минэкономики, право перейти на «упрощенку» получат около 50 тыс. ИП (если они сохранятся как класс). Главным преимуществом перехода здесь будет не столько снижение уровня налогообложения, сколько сокращение издержек на ведение учета и уплату налогов. По данным Минэкономики, у ИП по итогам совокупного годового декларирования подоходный налог, НДС, местные налоги и сборы в выручке от реализации товаров, работ, услуг составляют от 3 до 11%.

Проект указа также предусматривает пониженные ставки налога для организаций и ИП, работающих в сельских населенных пунктах (агрогородках), а также в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. человек. Их перечень будет утверждаться правительством по согласованию с главой государства. Ставки налога там при упрощенной системе составят 5% без уплаты НДС и 3%, если НДС будет уплачиваться. При этом пониженные ставки не будут распространяться на тех, кто занимается торговой посреднической деятельностью.

Такие меры должны активизировать развитие бизнеса в сельской местности и малых городах, считают разработчики. Кроме того, это позволит довести к 2010 г. долю малого и среднего бизнеса до 30% от общего объема выручки от реализации товаров и услуг, что установлено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.

«Не решив глобальную проблему с развитием бизнеса в стране, развить предпринимательство в малых городах будет проблематично», — считает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Потупа. — И тут льготами обойтись бывает трудно. Как показывает западный опыт, важна общая плотность бизнеса в стране. Когда бизнес начинает испытывать конкуренцию в больших городах, он сам идет в деревню и поселки».

Дмитрий ЕРМАК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях