$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Упрощение НДС: сложные последствия

20.07.2007

Как сообщил пресс-центр МНС, консультативный совет при министерстве предложил ряд изменений в налоговое законодательство на 2008 г. с целью упрощения отечественной налоговой системы. В частности, существенные коррективы предлагается внести в Закон «О налоге на добавленную стоимость». Но все ли они соответствуют поставленной цели и не приведет ли введение новых норм к противоположному результату?

Во-первых, из числа объектов налогообложения предлагается исключить обороты по передаче внутри организации, а также ИП для собственных нужд произведенных и приобретенных товаров (работ, услуг) для собственного потребления непроизводственного характера и для использования в качестве основных средств товаров (работ, услуг) собственного производства, а также объектов, этапов завершенного капстроительства. В МНС считают, что это значительно упростит порядок расчета НДС, поскольку такие обороты не надо включать в налоговую декларацию, а по объектам завершенного капстроительства исключается операция повторного вычета исчисленного налога.

Это на самом деле так. Однако сегодня при наличии таких оборотов НДС также не исчисляется, если сумма входного налога по используемым для собственного потребления непроизводственного характера товарам (работам, услугам) отнесена на их стоимость, т. е. не принята к вычету. Соответственно налогообложение этих оборотов исключается при отсутствии налоговых вычетов. Следовательно, если изменения будут приняты, то бухгалтеру придется восстанавливать суммы ранее произведенных налоговых вычетов. А значит — потребуется дополнительное время, чтобы установить период покупки и сумму налоговых вычетов. То есть реального упрощения порядка исчисления НДС может и не быть.

Если же будет принято решение о вычетах сумм налога при наличии таких оборотов, возникает потребление товаров (работ, услуг) без НДС. Это, конечно, выгодно субъектам хозяйствования. В данном случае лучше потреблять за счет организации и вычитать НДС по потребленным товарам (работам, услугам) в счет уплаты налога по другим операциям. Это позволит уменьшить сумму НДС к уплате, а при наличии нулевой ставки — вообще вернуть налог из бюджета.

Например, организация приобрела продукты питания за 236 тыс. руб., включая НДС — 36 тыс. руб. Стоимость этих продуктов не учитывается при определении налогооблагаемой прибыли. За этот же отчетный период имелись только обороты по реализации, облагаемые НДС по нулевой ставке. Таким образом, 36 тыс. руб. входного НДС в общем составе налоговых вычетов подлежит возврату (зачету) из бюджета.

Таким упрощением стимулируется собственное потребление непроизводственного характера за счет государственного бюджета или, иными словами, за счет других налогоплательщиков. Однако почему одни должны потреблять товары, работы, услуги с НДС, а другие — без налога? И если постановлением Совмина от 14.04.2007 № 487 государство стремится ограничить непроизводственное потребление, то не приведет ли предполагаемое новшество к противоположным результатам?

Во-вторых, предлагается отменить распределение по удельному весу и отнесение на увеличение стоимости основных средств и нематериальных активов сумм НДС, уплаченных при их ввозе либо при приобретении, при наличии у плательщика освобожденных от налогообложения оборотов.

Действительно, исключение распределения сумм входного налога на увеличение стоимости внеоборотных активов существенно облегчит жизнь бухгалтера. Однако такое новшество может повлиять на суммы налога на прибыль. Бюджет в этом случае достаточно долго не сможет получать этот налог от организаций, которые имеют льготные обороты по НДС и приобретают такие активы. А их стоимость, как правило, весьма значительна, и соответственно сумма НДС по ним тоже получается немалая.

Если же не включать НДС в стоимость основных средств и нематериальных активов, потребуется распределять суммы этого налога для отнесения на затраты плательщиков. При большом удельном весе льготируемых оборотов по НДС в затраты будет включаться и большая сумма налога. В свою очередь отнесенная на увеличение стоимости ОС и НМА сумма НДС переносится на затраты постепенно, через амортизационные отчисления.

В-третьих, объектами налогообложения предложено признавать обороты по реализации имущественных прав. Напомним, что по действующему законодательству НДС облагается только реализация имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

При этом совершенно очевидно, что расширение объекта налогообложения не приведет к упрощению исчисления НДС. Включение в объект обложения НДС всех имущественных прав, наоборот, усложнит расчет этого налога, поскольку появляется необходимость в определении налоговой базы, момента фактической реализации, ставок налога. То есть бухгалтеру придется конкретизировать все элементы налога, ведь изменение лиц в обязательстве сопровождается передачей имущественных прав. Право на заключение договора также является имущественным. Но налоговая база по таким правам не может быть равной, поскольку при перемене лиц в обязательстве может быть произведена реализация объектов, при которой также следует определить налоговую базу и т. д.

Алексей НИКИФОРОВ, экономист