$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

УПРАВЛЕНИЕ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ©

03.12.2013

Множество вопросов, поднятых во время отчета правительства и Нацбанка, о работе экономики за истекший период 2013 года, об оценке итогов года и проектов прогноза, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики на 2014 год остались без ответов. Их решение в очередной раз откладывается на будущее.

Неисполнение большинства прогнозных показателей и более половины поручений, данных Президентом правительству (которые полагалось неукоснительно исполнять), — не повод для потрясений и «революционных» кадровых перестановок. Напротив, открывая совещание, Александр Лукашенко заявил: «Прежде чем мы начнем рассмотрение обозначенных в повестке совещания вопросов, хочу попросить всех расслабиться». Все организационные и кадровые вопросы будут решаться уже в I квартале будущего года. Пока есть более насущные задачи: до конца текущего года остался всего месяц, а прогноз социально-экономического развития, бюджет, Основные направления денежно-кредитной политики и изменения в Налоговый кодекс на 2014 г. пока не приняты. Оказывается, власти еще не проанализировали реальную ситуацию с выполнением прошлых планов и исходной базой для будущих, причины недоработок и проблем, тормозящих развитие страны. Между тем очевидно, что запланированный рост ВВП в 8,5% недостижим, исправить отрицательное сальдо торгового баланса, превысившее 4 млрд. USD, сократить инфляцию за оставшиеся до Нового года дни нереально.

Реальными ли были планы на текущий год и надо ли пенять на качество прогнозирования? Прошлой осенью правительство рассматривало несколько вариантов, но из них почему-то был выбран самый оптимистичный и, судя по итогам 9 месяцев, наименее правдоподобный. Способны ли были правительство, Нацбанк и местные органы власти получить иной результат в рамках нашей «уникальной» экономической модели, проявили ли они «пассивность и нерешительность» или можно сослаться на объективные причины: мировой кризис, стагнацию в России, коварство партнеров по калийному картелю и т.п.? А может, дело в том, что власти никто «не дергал и не напрягал», и они позволили себе расслабиться?

«Настораживает, что никто не напрягается, не потеет и не спорит вокруг прогнозных показателей, — заявил А.Лукашенко. — И вообще-то говоря, это нонсенс. Обычно к этому времени поступала масса обращений с просьбами и жалобами. А сейчас — мертвая тишина! Неужели так быстро договорились и имеете единое мнение на сей счет?».

Заметим, что текущая экономическая ситуация и прогнозы на следующий год весьма бурно обсуждаются в бизнес-сообществе. Ведь менеджеров и предпринимателей всерьез беспокоит, как будет расти ВВП: на 3,3% или на 5,7%, ставка рефинансирования и инфляция — от этого зависят состояние рынков и денежных потоков, уровень цен и зарплат, объем и динамика прибыли и EBITDA, доходность капитала — т.е. тех показателей, которые существуют не для «галочки», а для выживания бизнеса. Не безразлична и структура ВВП, в которой доля промышленности сократилась с 33 до 28,1% по итогам 9 месяцев т.г., а рост обеспечивается в основном за счет розничной торговли и чистых налогов на продукты.

В отличие от бизнеса, власти всегда могут перекомпоновать показатели так, чтобы взглянуть на ситуацию в новой экономической реальности. Например, взяв данные за 3 года пятилетки в долларовом эквиваленте (опустив для простоты изменение покупательной способности американской валюты). Так, по словам премьер-министра Михаила Мясниковича, темп роста ВВП в рублях составил 101,3%, в долларах — 110,6% (по среднегодовому обменному курсу), по итогам 3 лет — 108,5% и 126% соответственно, темп роста инвестиций в основной капитал — 103% и 115%, промышленного производства — 95,8% и 102,7%, по трем годам — 110% и 134,8% соответственно. При этом премьер-министр отметил, что важнейшие макроэкономические показатели Беларуси в долларах в текущем году достигают исторического максимума: ВВП оценивается в 70 млрд. USD, объем промышленного производства — в 75 млрд., инвестиции в основной капитал — в 21 млрд. По мнению главы правительства, при скромных результатах в рублевых ценах долларовый, т.е. международный масштаб нашей экономики, существенно вырос. В придачу решается главная цель социально-экономического развития — рост уровня жизни и доходов населения. По словам премьер-министра, средняя зарплата в 2013 г. составит 590 USD, т.е. выросла в долларах к 2012 г. на 32% и к 2010-му — на 44%. Как за это время выросла производительность труда, глава правительства не уточнил. Зато он признал, что, по данным мониторинга, из 711 крупнейших предприятий страны порядка 20% не справляются должным образом с модернизацией, еще 37% ведут ее с отставанием.

ПОХОЖЕ, на местах не слишком напрягаются с воплощением в жизнь очередного программного лозунга. С одной стороны, ориентир в виде объема выручки на одного занятого в экономике никого, кроме чиновников, не вдохновляет, а с другой — у предприятий зачастую просто нет денег на обновление технологий и оборудования. К тому времени, как мы «дозрели» до модернизации промышленности, ее ресурсы «съел» подъем сельского хозяйства. Теперь приходится искать деньги на совершенствование производства, упрекая банки, которые не желают поддерживать реальный сектор. Но являются ли проекты, назначенные свыше приоритетными, окупаемыми? И доведут ли их до окупаемости менеджеры, если они не справляются с разгрузкой складов, а кое-где ограничиваются «перевалкой» продукции со своих складов дилерам, за пределы Беларуси, чтобы отчитаться за снижение запасов и рост экспорта. Так, А.Лукашенко потребовал у правительства объяснения, почему даже на модернизированных предприятиях сегодня отмечаются большие запасы на складах. «Это как понимать? Мы же модернизировали, чтобы получить новую продукцию, которая будет со свистом уходить с предприятия, — сказал Президент. — Я могу вам простить даже невыполнение показателей прошлого года, но если мы модернизируем предприятия, вкинем туда огромные деньги, получим продукт и не продадим его — мужики, это преступление! Сразу записывайте себе — преступление. И спрос будет за это беспощадный!».

Решать проблему приходится высшим должностным лицам, членам правительства, которым поручается «в ручном режиме» пристраивать остатки нереализованной продукции и обеспечивать поступление выручки. Теперь к ним подключатся Комитет госконтроля и КГБ, которым глава государства поручил выявлять факты очковтирательства. Никак не удается «показать обещанные результаты модернизации» льняной, деревообрабатывающей, кожевенной и обувной отраслям, до конца года удастся завершить реконструкцию лишь 940 молочно-товарных ферм из запланированных 1208. К сожалению, ни у кого не возникает желания выяснить, почему у директоров заводов нет желания самим налаживать эффективную работу, и чем объяснить такой парадокс, когда «пока сам не вмешался, ни правительство, ни губернаторы не уделяли необходимого внимания вопросам развития данных предприятий».

В ответ М.Мясникович заметил, что правительство работает над этим, начиная от наделения предприятий собственными оборотными средствами и заканчивая рынками продаж. По его словам, на модернизированных предприятиях планируемые объемы производства значительно превышают потребности внутреннего рынка по всей номенклатуре продукции. Заметим, что потребности внешнего рынка, судя по динамике экспорта некоторых отечественных товаров, власти в текущем году явно переоценили.

ИТАК, предприимчивость и деловая инициатива, о которых столько говорилось в принятой 3 года назад Директиве № 4, не стали серьезным ресурсом в белорусской экономической модели. Гораздо больше надежд возлагается на «деловитость» чиновников, которые должны «видеть рынки сбыта продукции и усиленно работать в этом направлении», обеспечивать ресурсы, снабжение, сбыт, взыскать деньги в бюджет, заставить стройки завершаться в срок.

Впереди — очередные планы «стабильного сбалансированного экономического роста» и очередной «жесткий спрос за выполнение экономических показателей: прибыли, рентабельности, деньгам на счетах, экспорту и сальдо», которые станут предметом особого внимания властей. При этом ожидается, что темп роста ВВП составит 103%, экспорта — 111,6% с небольшим положительным сальдо, индекс потребительских цен — 111%, прямые иностранные инвестиции на чистой основе — 4,5 млрд. USD. Все это должно обеспечить источники для роста доходов населения, создания новых производств и объемов инновационной продукции. Достичь таких результатов планируется за счет поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования, роста бюджетной поддержки промышленности (в первую очередь на цели модернизации и стимулирования экспорта), снижения процентных ставок, масштабного использования на новых рынках схем поддержки экспорта, изменения принципов финансирования госпрограмм. По-видимому, эти меры должны заменить структурные реформы, без которых, по мнению независимых экспертов и международных организаций, восстановить рост экономики в Беларуси не удастся.

Интересно, что в информации о совещании не упомянута приватизация. Ранее в правительстве признавали, что доходы от нее должны составить значительную часть планируемых иностранных инвестиций. Но в прошлые годы подобные попытки неизменно критиковались Президентом. Изменится ли что-нибудь в следующем году?

Чтобы поставленные задачи решались наверняка, глава государства поручил выполнение планов на будущий год разбить на кварталы для контроля. «Если по I кварталу эта разбивка будет объективной и не будет выполнена, премьер и вице-премьеры сразу уходят с должностей. Это будет первая мера. Всю «голову» правительства мы сносим сразу. Все, дальше я вам прощать и терпеть бездействие не буду. То есть я вам даю еще на квартал шанс, хотя я должен был половину вас отправить сегодня в отставку», — заявил Президент.

Итак, до марта можно расслабиться за сохранение прежнего статуса и напрячься с выполнением новых показателей.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях