$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

УПРАВЛЕНИЕ СОТРУДНИКАМИ©

17.04.2015

в ситуации экономического стресса

Сегодня ваши сотрудники работают или в страхе за рабочее место, или «спустя рукава» из-за уменьшенной зарплаты. Ни то, ни другое не может радовать. На короткое время страх может стимулировать активную работу, но потом стресс обязательно скажется на эффективности. О том, как коллективы реагируют на экономическую ситуацию, можно ли сбалансировать ожидания работников и возможности нанимателя, рассказывает руководитель консалтинговой компании «Центр Делового Роста», руководитель оргкомитета HR-Фестиваля HR-Конгресса, бизнес-тренер Ольга ПАВЛОВА.

— Ольга, какие факторы сегодня мотивируют и демотивируют сотрудников?

— Для человека всегда важны стабильность и безопасность. С этой точки зрения все большее значение для работников приобретает зарплата, а точнее стабильность ее выплаты и индексация. Но сам по себе факт выплаты зарплаты работает скорее на удержание сотрудника, в меньшей степени влияя на качество его работы. Сегодня особенно важна роль руководителя — его пристальное внимание к ситуации, демонстрация вовлеченности в ситуацию, честное обсуждение антикризисных целей, задач и решений.

Демотивирует работников сама обстановка нестабильности. С одной стороны, повышается напряженность, что вызывает конфликтность сотрудников. Казалось бы, есть угроза увольнения — стоит работать лучше, демонстрировать свою полезность. Но люди как будто заранее подавлены грядущей несправедливостью. Они-то ведь ничего не сделали для падения курса или отказа клиентов от продукции компании. Поэтому, с другой стороны, есть общий энергетический спад, безразличие, и из-за этого растет количество ошибок и сбоев.

Демотивирует также отсутствие всякой обратной связи — «где мы, что с нами происходит»? Демотивируют и голословные заявления, особенно если их опровергают факты, — «у нас все прекрасно, все замечательно, мы справимся».

— Действительно, большинство коллективов ожидает повышения окладов. Пересчет в долларовый эквивалент делает картину совсем мрачной. Между тем наниматели не торопятся индексировать потерянные суммы. Как будет развиваться ситуация?

— Я думаю, что повышенное ожидание индексации — это издержки опыта нашей работы в государственной системе. В коллективном представлении есть абстрактный работодатель — гарант стабильности. Но наниматель в частном бизнесе — это хозяин, который организовал приток денег и сам делит его на всех. Как же делить то, чего нет? Как индексировать зарплату, когда доход как минимум снизился, а то и вовсе отсутствует? Даже у самого талантливого бизнесмена есть пределы возможностей. Главное для любого капитана — сохранить корабль, т.е. компанию. Можно пообещать индексацию, выплатить зарплату один раз и закрыться. Вообще привязка к доллару неудобна для развития бизнеса. Кроме того, нынешний кризис связан с внешними причинами, пострадал рынок сбыта в России и это также не даст быстро вернуть обороты и уровень дохода, а многие компании заставит закрыться.

— Когда зарплата не растет и уже не покрывает потребности работника, он, естественно, винит в этом нанимателя и в отместку работает хуже. Предприятие попадает в ловушку: работники не работают, потому что им не платят, наниматели не платят, потому что работники не работают как положено. Где выход?

— Я бы не сказала, что это «естественно». Хотелось бы, чтобы люди понимали, что наниматель не сидит возле аквариума с золотыми рыбками и не получает лично от них исполнение желаний. Нужно время на перестройку организации, иногда на поиск новых рынков сбыта, иногда на создание нового продукта и т.д. Но качество труда действительно в кризис может упасть, если не вести мобилизационную работу. Сотрудники выполняют свои обязанности хуже из-за общей тревоги и подавленности. Если у них есть силы мстить, эти силы можно направить в более качественное русло, объясняя, как важно именно в кризис работать безупречно и максимально качественно. Если на них давить, пугать, угрожать, осуждать за вопросы, если из сотрудников делать дармоедов, если в компании в целом нездоровая атмосфера и разрыв между топами и их подчиненными огромен, то паника и саботаж будут более сильными. Кризис обнажает слабые места.

— Просроченную задолженность по зарплате на 1 марта имели 510 организаций перед 87 тыс. работников (на 1 октября 2014 г. 222 организации имели задолженность перед 33,8 тыс. работников). Итак, за 5 месяцев просроченные долги по зарплате выросли в 2,5 раза. Какие решения будут принимать наниматели в такой ситуации?

— В каждом случае будут приняты разные решения. У кого-то сегодня сложился кризис неплатежей, но работа при этом выполнена, продукция поставлена, а клиенты не платят. Понятно, что большинство компаний перешли на предоплату, но все же... В этом случае работодатель будет максимально сохранять штат, искать новые заказы и деньги, выбивать дебиторку.

Но у некоторых компаний сейчас нет ни заказов, ни денег. В этом случае, вероятнее всего, будет происходить реорганизация, возможно сокращение, у кого-то начнется процедура банкротства.

— Как говорить с персоналом, чтобы стимулировать к изменениям в работе?

— Уверенно и решительно, называя вещи своими именами. Показывайте перспективы в разных вариантах развития ситуации. Расскажите, какие есть угрозы, какой выбор вы делаете, максимально просто объясняйте, почему именно его. Если вы не знаете — скажите об этом, руководитель не ясновидящий. Но поясните, что делается, чтобы взять ситуацию под контроль. Демонстрируйте, что вы понимаете свою ответственность за управление ситуацией. Руководитель должен присутствовать в каждой контрольной точке, сокращая время на оценку ситуации и сбор информации.

— Что делать, чтобы сотрудники мобилизовались для преодоления сложной ситуации?

— Необходимо максимально вовлекать линейный менеджмент, менеджмент среднего звена. Ставить четкие задачи на короткие сроки. Поддерживать и мотивировать. Нормально, если часть сотрудников уйдет. С костяком, важным для выживания компании, нужно проводить короткие мотивационные беседы тет-а-тет. Проводите также общие собрания, со всеми — реже, с линейными руководителями — чаще.

— Какие инструменты нематериальной мотивации необходимо применять?

— Все: информирование, поощрение, благодарность, обучение, признание, персональные знаки внимания, создание общей позитивной рабочей обстановки, обучение, общие неформальные мероприятия, создание рабочих групп, то есть все ниточки, способствующие включенности человека, его ориентации на высокий уровень труда.

— Как поддерживать оптимальный уровень рабочего напряжения в компании?

— Если мы говорим о важности безупречной работы в кризис, то это касается и руководства в том числе. Так или иначе менеджерам всех уровней приходится вспомнить о своих обязанностях по грамотной организации процесса: правильной постановке задач, своевременном контроле, адекватной оперативной обратной связи. Как бы ни было сложно, старайтесь поддерживать здоровый тон взаимодействия. Не допускайте хамства, все конфликты — на потом. Недостаточно просто лояльности сотрудников, их нужно вовлекать. Важно озадачить людей, чтобы отвлечь их от разговоров на тревожные темы. Ну и совсем здорово, когда находится способ снять напряжение с помощью позитивного фона — шуток, оптимизма, хобби, спорта. Не надо этого бояться, наоборот, пусть работа окажется местом подзарядки человека.

— В чем, по-вашему, ценность рабочего места?

— Сегодня человек может получить от работы все. Конечно, в первую очередь — удовлетворить базовые потребности, т.е. получить еду, крышу над головой, возможность дать детям образование. Но во вторую очередь — это принадлежность к определенной социальной группе, общение, уважение, ощущение собственной значимости. Для многих это ощущение смысла жизни. Для кого-то это и возможность самовыражения, развития. Чем проще работа, тем легче сменить ее. Чем больше потребностей удовлетворяет человек с помощью работы, тем больше он держится за нее. В целом люди не любят перемены, и никто не хочет менять работу просто так, ведь это всегда риск. Но у нас люди знают, что чаще всего ничего особенного не потеряют и не приобретут на новой работе. Чем больше вы предлагаете форм стимулирования, тем сильнее сотрудники будут ценить свою работу.

— Уровень зарегистрированной безработицы в феврале 2015 г. повысился на 0,1 п.п., до 0,8% к экономически активному населению на 1 марта. Но, даже не заглядывая в статистику, совершенно очевидно, что наниматели взяли курс на оптимизацию штатных структур. Безработица будет разгоняться?

— В этом плане государство подстраховалось с помощью мер по борьбе с тунеядством. Люди будут искать работу всеми способами и держаться за ту, что есть. Но для развития рыночной экономики, в которой есть активные конкурентоспособные компании, зарабатывающие деньги и выплачивающие налоги, определенный уровень безработицы просто необходим. Если есть конкуренция на рынке, будет и конкуренция во всем, включая вакансии. В принципе для стабильной экономики характерна опора на квалифицированный высокооплачиваемый труд, и там не может быть «дежурных» людей. В большинстве стран предпочитают выплатить небольшое пособие по безработице, покрывающее минимальную медицинскую страховку. Должна быть конкуренция работников тоже. Тем самым сохраняется ценность рабочего места, где доход значительно больше, не плодятся лишние рабочие места, на которых люди работают для галочки, не предоставляя ни сервиса, ни продукта. Также всеми способами поощряется мелкое предпринимательство, если государство хочет, чтобы его граждане понимали свою ответственность и могли позаботиться о себе.

— Какие еще тенденции характерны для нынешнего рынка труда?

— Обычно в кризисной ситуации и работодатели, и сотрудники более осторожны и осмотрительны. Работодатель стремится сохранить костяк коллектива и увеличивает нематериальное воздействие: информирование, обсуждение ситуации, совместный поиск решения, организует дополнительное обучение внутренними силами. Используется ротация. Организуются небольшие, бюджетные, корпоративы «своими руками» — жизнь продолжается, традиции сохранены. Сотрудники в свою очередь не бросают компанию при первой угрозе и даже при невыплате заработной платы в течение нескольких месяцев. Многие ищут подработку и в целом начинают больше рассчитывать на себя.

— Как вы оцениваете своевременность Декрета Президента № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»?

— Я думаю, что кризис в целом отвлек внимание от этого документа, хотя он стал отражением общей кризисной ситуации в экономике. Во всем мире происходит переход от стратегического управления к оперативному. Условия, перечисленные в Декрете № 5, несколько упрощают жизнь нанимателя и усложняют жизнь работника.

Беседовала

Елена ПЕТРОШЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях