Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Управление оборотными средствами предприятия

Обеспеченность оборотными средствами для многих предприятий Беларуси -- одна из самых острых проблем...
Обеспеченность оборотными средствами для многих предприятий Беларуси -- одна из самых острых проблем. Хотя в современных условиях объем производства тесно привязан к спросу на продукцию, многие предприятия продолжают осуществлять планирование по нормативам исходя из полной загрузки мощностей и по этому же критерию оценивать запасы. Это приводит к нерациональному расходованию оборотных средств и их потере. Несколько лет назад при содействии Американского агентства по международному развитию специально для стран СНГ ведущими консалтинговыми компаниями мира были разработаны рекомендации по улучшению финансового состояния предприятий. Рассмотрим ту их часть, которая относится к управлению оборотными средствами.

К ОБОРОТНЫМ средствам (ОС) относятся запасы (сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, товаров), дебиторская задолженность, выданные авансы, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения. Эффективность использования ОС характеризуется их структурой (долей финансирования за счет собственных средств и распределением в производственном цикле) и оборачиваемостью.

Величина собственных ОС представляет собой разницу между общей суммой ОС и краткосрочными обязательствами (кредиты и займы, кредиторская задолженность, авансы полученные и пр.) и является одной из характеристик финансовой устойчивости предприятия.

Структура ОС показывает пропорции распределения ресурсов между отдельными элементами. Ее анализ позволяет определить, какие именно статьи являются наиболее специфичными для данного предприятия.

Оборачиваемость ОС характеризуется коэффициентом оборачиваемости (Коб). Он рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине ОС за период. Для анализа обычно пользуются периодом оборота в днях (число дней в периоде, деленное на Коб). График динамики этого показателя в общем по предприятию и по отдельным элементам является основой для разработки концепции будущей оптимизации использования ОС. Например, если период оборота дебиторской задолженности велик, то следует больше внимания уделить работе с клиентами, переводу контрактов полностью или частично на предоплату, повышению платежной дисциплины.

Показателем комплексной оценки эффективности использования ОС служит их рентабельность. Она рассчитывается как отношение рентабельности продаж к средней величине оборотных средств за период. Снижение рентабельности говорит о неправильности использования ОС и необходимости их перераспределения.

Часто под рациональным управлением ОС понимают только их уменьшение. Однако это не так -- их недостаток может иметь столь же негативные последствия, как и избыток. Со слишком большой величиной ОС связаны проблемы дополнительных расходов на хранение излишков запасов, порчу и физическое устаревание запасов из-за длительного срока хранения, уменьшение реальной стоимости активов из-за инфляции, риск неплатежеспособности дебиторов. Нехватка ОС может вызвать сбои в снабжении, а как следствие -- увеличение производственного цикла и рост затрат, снижение объемов продаж из-за недостаточных запасов готовой продукции, дополнительные расходы на финансирование. Поэтому управление ОС предполагает не только снижение их величины, но и оптимизацию исходя из потребности предприятия.

ОБОРОТ ресурсов предприятия разделяют на производственный и финансовый циклы. Производственный начинается с момента поступления материалов на склад и заканчивается в момент отгрузки покупателю товаров, изготовленных из них. Финансовый -- от оплаты поставщикам до получения денег от покупателя.

Правильное управление запасами позволяет уменьшить производственный цикл, а следовательно, увеличить оборачиваемость средств, вкладываемых в запасы и расходы, связанные с ними, обеспечивая при этом бесперебойный цикл производства. Одним из способов оптимизации является применение метода ранжирования по значимости. Суть его в том, что по каждому виду продукции все сырье и материалы подразделяются на три категории с присвоением каждой из них соответствующего индекса -- "А", "В" и "С".

Категория "А" -- это запасы, являющиеся наиболее важными для обеспечения производства вследствие их малой доступности или высокой стоимости. Они постоянно контролируются и при их закупке обязательно определяется оптимальный размер заказа.

Категория "В" состоит из тех видов ТМЦ, которые менее важны для предприятия. Они проверяются и оцениваются примерно один раз в месяц. Для них также возможно применение расчета оптимального заказа.

Категория "С" включает малоценные запасы, закупаемые большими партиями.

Модель оптимального размера заказа, используемая для расчета запасов при их закупке, получила довольно широкое применение из-за математической простоты и довольно точных результатов расчетов. С ее помощью определяется объем заказа (Q) и частота выполнения заказов (Т) за планируемый промежуток времени посредством баланса между затратами, связанными с выполнением одного заказа (О), и затратами на хранение единицы запасов (С). Размер заказа должен увеличиваться до тех пор, пока снижение затрат на него перевешивает увеличение затрат на хранение.

Здесь следует сделать следующие допущения:

период между поставками считается постоянным;

средний объем запасов на складе в каждый момент принимается равным половине (Q/2), и соответственно издержки на хранение между двумя поставками равны произведению затрат на хранение единицы материала на средний объем запасов.

стоимость заказа считается постоянной величиной и определяется умножением затрат на один заказ (обычно это расходы на подготовку документации, командировочные расходы, оплата труда снабженцев и т.д.), на их количество за отчетный период (Т = S/Q), где S -- это потребность в материалах или готовой продукции)

Оптимальный размер заказа определяется по формуле:
          ___________
Q = V 2хSхО/С

В данной методике не учтены затраты на транспортировку, поэтому при ее использовании следует сопоставлять получаемую экономию с затратами на доставку с учетом особенностей предприятия и предусматривать мероприятия для их снижения.

Описанный метод применим и для управления запасами готовой продукции. С его помощью на основе анализа запросов потребителей можно определить наиболее рациональный график поступления продукции на склад, размер страхового запаса с учетом затрат на хранение.

В УСЛОВИЯХ инфляции важную роль в экономии ОС играет правильный выбор метода списания сырья и материалов на производство. В частности, метод ЛИФО (списание по цене последнего приобретения) позволяет устранить инфляционное занижение расчетной себестоимости продукции и тем самым избежать преждевременной уплаты части налога на прибыль. Однако переход на этот метод имеет смысл, если существует определенный "запас" рентабельности (иначе могут возникнуть убытки), покупка сырья и материалов производится регулярно (не реже 1 раза в месяц), а уровень инфляции выше нормы рентабельности.

Отметим, что в Беларуси действует Положение о порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции в организациях промышленности (утв. постановлением Минфина, Минэкономики и ГНК от 8.01.2001 г. N 2/2/4), разработанное в целях предотвращения вымывания оборотных средств. Согласно этому документу предприятия пересматривают фиксированные цены на материалы, а также их стоимость в составе незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции на 1 января каждого года.

ОГРОМНОЙ проблемой стало отсутствие у организаций-покупателей денежных средств для осуществления текущих расчетов, и, как следствие, огромные дебиторские задолженности, что особенно опасно в условиях инфляции. Грамотное управление этим видом активов может значительно сократить финансовый цикл оборота ОС и улучшить общее состояние предприятия.

На предприятии обязательно должна существовать тщательно продуманная политика предоставления товарных кредитов и рассрочек, основанная на анализе и ранжировании покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты. Тем более это важно, потому что правильное кредитование покупателей не только ускоряет оборачиваемость ОС, но и способствует увеличению продаж.

Возможны следующие приемы управления дебиторской задолженностью:

проведение анализа дебиторов;

анализ задолженности по видам продукции для выявления невыгодных с точки зрения возврата денежных средств товаров;

оценка реальной стоимости дебиторской задолженности (уменьшение ее на сумму безнадежных долгов);

определение размеров скидок при досрочной оплате;

рассмотрение возможности реструктуризации дебиторской задолженности (факторинг и т.п.).

Анализ задолженности по срокам возникновения проводится путем сопоставления задолженности различных сроков давности (1--3 месяца и более) на начало текущего периода с аналогичной задолженностью на начало предыдущего периода. Он позволяет проследить динамику ее изменения и определить наиболее опасные тенденции ее увеличения. Так, рост доли более долгосрочной задолженности является признаком неправильно выбранной политики кредитования и сигнализирует о необходимости принятия неотложных мер для стабилизации положения.

Необходимо вести реестр счетов дебиторов по срокам задолженности. Это позволит при работе с конкретным предприятием вовремя принять решение о прекращении отгрузки или изменении условий оплаты.

Для формирования резерва по сомнительным долгам целесообразно проанализировать накопленную статистику и вывести средний процент задолженности, не возвращающейся на предприятие.

С целью максимизации притока денежных средств следует разработать системы договоров с гибкими условиями сроков и формы оплаты, такими как:

предоплата (полная или частичная) -- здесь может быть предусмотрена скидка;

передача на реализацию -- предполагает, что предприятие сохраняет право собственности на товары до их полной оплаты;

выставление промежуточного счета -- применяется при долгосрочных контрактах и обеспечивает приток денежных средств после выполнения определенных этапов сделки;

гарантии третьих лиц.

Если предприятие предоставляет клиентам скидки, то они не должны быть разрозненными, т.к. наибольший эффект дает именно система скидок. При этом следует контролировать, чтобы они не привели к значительному снижению рентабельности.

Для прогнозирования поступления денежных средств на предприятие могут использоваться коэффициенты инкассации. Они рассчитываются по каждому сроку задолженности (1, 2, 3 месяца и более) на основе статистических данных как отношение поступивших в определенном периоде средств по задолженности к объему реализации в периоде возникновения этой задолженности. Эти коэффициенты отражают темпы возврата дебиторской задолженности.