$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Управление госрасходами:

16.02.2010

Группа специалистов Всемирного банка, работавшая в Минске 8–12 февраля, подтвердила высокую эффективность управления государственными расходами в Беларуси, рассчитанную белорусским правительством в режиме самооценки на основе данных бюджетного процесса за 2005—2007 годы.

Как пояснил журналистам руководитель проекта «Государственные расходы и финансовая подотчетность» Уильям Доротинский, программа оценки управления госрасходами разработана ВБ и используется с 2005 г. Она основана на 28 индикаторах, охватывающих весь бюджетный цикл, начиная с формирования бюджета, его расходования и бюджетной подотчетности. Такой анализ должен помочь правительству в формировании политики реформ и финансовой стратегии, а также станет хорошим сигналом для инвесторов и международных финансовых институтов. Например, «проведение такой оценки в Украине привело к тому, что Евросоюз больше внимания уделяет поддержанию ее госбюджета, что является более гибкой формой финансирования в сравнении с другими», — рассказал У.Доротинский.

По оценке ВБ, общая картина управления госрасходами в Беларуси вполне позитивна. Из 28 показателей 10 получили наивысшую оценку (А), еще 8 — хорошую» (В). Это означает, что система казначейства в стране функционирует очень хорошо, а в системе государственных финансов «серьезно думается о достижении прозрачности». При этом эксперты учли инициативу Минфина начать среднесрочное планирование госрасходов, намерения совершенствовать систему госзакупок. В итоге Беларусь заняла третье место из 15 протестированных стран региона. «И если бы мы провели новую оценку сегодня, то, думаю, Беларусь получила бы еще более высокие оценки», — предположил г-н Доротинский.

По его мнению, наша страна демонстрирует эффективность по показателям реалистичности бюджета, контроля, предсказуемости исполнения бюджета и внешнего контроля. Направление, по которому получены более низкие оценки, — это отклонение совокупных расходов бюджета от первоначально утвержденных. «Кризис и его последствия подчеркивают необходимость повысить эффективность госрасходов. Очевидно, что в доходах будет меньше денег, соответственно их меньше будет для госсектора. Например, в Великобритании в течение ближайших двух лет госрасходы будут сокращены на 20%, чтобы поддержать устойчивость системы госфинансов без негативного влияния на экономический рост и влияния на услуги, оказываемые населению. Похожий подход реализует Россия. В Беларуси прогресс наметился, но можно достичь большего», — считает У.Доротинский.

Эксперт затруднился спрогнозировать влияние объема и динамики госрасходов РБ на экономический рост в текущем году. Между тем последние исследования зарубежных экономистов на эту тему выявили любопытную универсальную закономерность: в среднесрочной перспективе расплатой за увеличение госрасходов становится снижение темпов экономического роста. В Беларуси наиболее уязвимым местом является составление бюджета в соответствии с целями политики, акцентировал ВБ.

Актуальной задачей для правительства остается анализ устойчивости государственного долга и разработка среднесрочной стратегии управления им, что считается чрезвычайно важным для формирования финансовой стратегии. Следует также уделить больше внимания управлению долгом местных органов власти, выдающих гарантии по долгам местных предприятий. По оценке ВБ, этот процесс у нас должным образом не контролируется и является скрытым фискальным механизмом.

Оставляют желать лучшего объемы неучтенных операций и прозрачность правил проведения межбюджетных трансфертов регионам. «В принципе, набор правил есть, но применялся субъективно. Между тем важно, чтобы местные власти имели точное представление о том, какую сумму они в итоге могут получить, чтобы лучше планировать и предоставлять соответствующие услуги населению». Эксперт также отметил проблемы в части обязательств налогоплательщиков: слишком большое количество налогов и налоговых привилегий, которые усложняют ситуацию настолько, что субъекты не могут точно прогнозировать свои обязательства в конкретном платежном периоде.

«Мы высказали правительству озабоченность фактами квазифискальной деятельности, когда речь идет о директивном финансировании банками государственных программ. Это плохая практика», — заявил руководитель проекта. По его оценке, инвестиционное планирование через государственную инвестиционную программу — не самое удачное решение. Ведь программа включает лишь приоритетные проекты, тогда как комплексной стратегии нет.

У.Доротинский также обратил внимание на ограничения в доступе общественности к информации о бюджетном процессе, в частности, по контрактам, заключаемым в государственном секторе, их участниках и суммах. Эти сведения, как и все документы, которые идут на рассмотрение в парламент, должны публиковаться. Есть, по мнению экспертов ВБ, и проблемы с внешним аудитом Закона о бюджете на год, а также с внутренним аудитом отчетности субъектов бюджетных отношений. Их проведение не соответствует мировой практике, прежде всего, в части независимости от управленческого контроля. Впрочем, по словам У.Доротинского, правительство Беларуси намерено гармонизировать систему управления государственными финансами с международными стандартами. Решение перечисленных проблем позволит стране повысить эффективность государственных расходов, обобщают эксперты ВБ.

Оксана КУЗНЕЦОВА