$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

УПОРЯДОЧИТЬ ИЛИ ОГРАНИЧИТЬ©

17.02.2012

Проект постановления Совмина «О совершенствовании отношений в области закупок за счет собственных средств организаций», вынесенный на обсуждение деловых кругов, направлен на создание в стране конкурентной системы выбора поставщиков, прежде всего из числа производителей и их официальных представителей, на снижение коррупции и установление ответственности за неэффективное использование средств. Приглашение к обсуждению проекта и его размещение на сайте Совмина — само по себе явление прогрессивное. Однако некоторые эксперты видят в этом документе лишь попытку ликвидировать посреднические звенья и таким образом усилить давление на частный бизнес, тогда как специалисты ряда предприятий — только конкретизацию ныне существующих правил.

Появлению проекта предшествовала негативная оценка высшим руководством страны эффективности закупочной деятельности в госсекторе. Госпредприятия упрекают, в частности, в потворстве необоснованному посредничеству.

Проект предписывает организациям, имущество которых полностью или частично принадлежит государству, в т.ч. с долей госсобственности в уставном фонде свыше 25%, создать конкурентную систему выбора поставщиков через обязательное установление порядка закупок. Данные вопросы должны регламентироваться локальными нормативными актами. При этом организациям предоставляется право самим определять виды процедур закупок и условия их применения (за исключением процедуры закупки из одного источника), требования к заключению и исполнению договоров. Собственно говоря, многие предприятия это уже сделали.

«В нашей организации закупки за счет собственных средств осуществляются в соответствии с приказом руководителя упорядоченно — с применением процедур, что предполагает конкуренцию потенциальных поставщиков», — рассказал «ЭГ» начальник отдела тендерной работы ГП «Минсктранс» Виктор Климченя. Госпредприятие, по его словам, закупает очень много разных товаров, работ, услуг — ежегодно проводится до полутора сотен конкурсов, процедур запроса ценовых предложений. Что касается процедур оформления конкурентного листа, то их счет идет на тысячи. Сотрудники «Минсктранса», занимающиеся организацией и проведением процедур закупок, к установленному порядку приноровились и считают его оправданным. Есть, правда, процедурный элемент, установленный вышестоящим госорганом, который, на их взгляд, является излишним — переговоры по снижению цены, которые необходимо проводить после завершения приема предложений, но до выбора победителя. «Участники, как правило, в предложениях сначала завышают цены в два раза, а затем их в два раза снижают, из-за чего процедура затягивается, а экономического эффекта — никакого», — поясняет В.Климченя.

В то же время проект требует обеспечить приоритет сотрудничества с производителями и их официальными торговыми представителями. Так, предполагается, что при применении процедуры закупки из одного источника организация обязана осуществлять закупки у производителей или их официальных торговых представителей, за исключением случаев, когда такие закупки экономически нецелесообразны и невозможны. При применении конкурентной процедуры и участия в ней производителя или официального торгового представителя организация обязана отстранить от участия в процедуре закупки посредника, если цена его продукции не ниже цены продукции, предлагаемой производителем. Кроме того, участником процедуры закупки не могут быть юрлица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам. Формировать, вести такой реестр и размещать его в ИС «Тендеры» будет Минэкономики. В данный реестр сроком на 1 год предлагается включать участников-победителей процедур закупок, которые уклонились от заключения договоров, недисциплинированных поставщиков, в отношении которых имеются соответствующие судебные решения, потенциальных поставщиков, работники которых в период нахождения в их штате, совершили установленные судом виновные действия, в том числе дачу взятки, в отношении членов комиссии или ответственных лиц организации, на которых возлагалось проведение процедуры закупки. Помочь в борьбе с лишними посредническими звеньями должен также запрет на включение в комиссии по закупкам аффилированных лиц контрагентов.

Впрочем, проблема необоснованного посредничества, как считает В.Климченя, не актуальна для «Минсктранса»: здесь и так обязателен конкурсный механизм закупок.

Отметим, что в целом закупочная деятельность белорусского госсектора за счет собственных средств регламентирована постановлением Совмина от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок», обязывающим министерства, госкомитеты, облисполкомы и Мингорисполком установить ведомственные или региональные правила.

Например, Минлесхоз приказом от 11.09.2009 № 181 «Об осуществлении закупок подчиненными предприятиями» предписал необходимость установления корпоративного порядка закупок за счет средств, получаемых от приносящей доходы предпринимательской деятельности. Cогласно этому приказу предприятиями лесной отрасли были разработаны соответствующие локальные нормативные акты. «По объявленным процедурам практически всегда есть конкуренция участников, из которых выбираются лучшие по цене и качеству предложения», — рассказала о процессе организации закупок в ГЛХУ «Чаусский лесхоз» инженер Валентина Кетко. Это предприятие в соответствии с внутренним порядком приглашения для участия в процедурах закупок за счет собственных средств размещает в ИС «Тендеры» на сайте Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМКЦ). Впрочем, не все организации госсектора проводят такие процедуры столь же гласно. Нередко они предпочитают обходиться без лишнего афиширования, узким кругом участников, зачастую приближенных к руководству, что создает благодатную почву для «откатов». Гласность же, наоборот, должна расширить круг потенциальных поставщиков, формируя конкурентную среду и повышая эффективность процедур.

Поэтому в проекте постановления госорганизациям предписывается обязательное размещение информации о закупках (перечень которой строго определен) в открытом доступе в Интернете. Кроме того, предусмотрены единые унифицированные требования к содержанию приглашения к участию, срокам для подготовки и подачи предложений на участие и срокам по сообщению результатов процедуры закупок, содержанию документации о закупках. Кроме уведомления участников о проводимых процедурах через ИС «Тендеры», организации планируется, как и в случае госзакупок, обязать направлять дополнительно индивидуальные приглашения известным им потенциальным поставщикам, включенным в регистр производителей товаров (работ, услуг). Предполагается дополнить этот регистр сведениями о сбытовых организациях (официальных торговых представителях) производителей и обязать НЦМКЦ уведомлять включенных в него лиц о проводимых процедурах закупок.

«Это очень хорошо, потому что производители, как показывает практика, к сожалению, не всегда внимательно следят за информацией в ИС «Тендеры». Их нужно «шевелить», чтобы добиться проявления интереса к участию в процедурах закупок, считает начальник сектора закупок УП «Минсккоммунтеплосеть» Людмила Песко. — Часть производителей узнает о них как раз после получения индивидуальных приглашений». По ее словам, работу заказчикам облегчило бы и внесение в проект нормы, требующей от производителей, включенных в регистр, информирования о ценах на свою продукцию. Сегодня маркетинговые исследования рынка товаров (работ, услуг) отнимают много времени у специалистов служб закупок, посетовала Л.Песко, особенно если это подразделение немногочисленно.

Заметим, что иные госорганизации вообще не имеют в штате специалистов по закупкам, маркетологов. Нет их в том же Чаусском лесхозе — здесь на инженера по стандартизации В.Кетко дополнительно возложены вопросы организации и проведения процедур закупок. Вот только как справляются люди с таким совместительством, и способствует ли оно эффективности закупок?

Возможно, теперь ситуация с кадрами изменится. Ведь проектом предлагается возложить персональную ответственность за исполнение требований постановления на руководителей госорганов и организаций. За нарушение порядка о закупках виновные лица будут нести дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Михал СТЕЛЬМАК