$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Упорядочение льгот и расширение адресной помощи

22.05.2007

Законопроект, направленный на упорядочение социальных льгот, планируется рассмотреть на сессии в мае. Об этом журналистам сообщил министр труда и социальной защиты Владимир Потупчик. Однако в профильной парламентской комиссии точную дату пленарного заседания, где будет обсуждаться этот документ, называть не стали. В соответствии с рабочим планом депутаты соберутся в Овальном зале 23 мая, но пока повестка заседания полностью не сформирована.

Однако в любом случае Палате представителей в ближайшей перспективе предстоит решить судьбу законопроекта, который находится в парламенте уже более двух лет.

БОЛЬШИНСТВО депутатов соглашаются, что процесс упорядочения льгот в Беларуси затянулся, что созданная еще в советские времена система поддержки многих категорий населения в нынешних экономических условиях должна претерпеть изменения. Однако в следующем году предстоят новые выборы в Палату представителей, и людям, которые проголосуют на сессии за отмену льгот, придется объясняться со своими избирателями. Уже сегодня в постоянные комиссии поступает огромное количество вопросов по поводу законопроекта.

Многие депутаты хотели бы оставить, то есть не отменять льготное лекарственное обеспечение детей в возрасте до трех лет и граждан, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также льготный проезд для пенсионеров и школьников.

Назову лишь основные подходы, заложенные в законопроекте. Так, сохраняются наиболее значительные льготы и гарантии для лиц с особым статусом, которые либо имеют выдающиеся заслуги перед государством, либо из-за своего физического и социального состояния нуждаются в господдержке. К ним относятся герои и полные кавалеры орденов; участники, инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны; инвалиды первой и второй группы; дети-инвалиды; несовершеннолетние, проживающие в зонах радиоактивного загрязнения; граждане с заболеваниями, входящими в специальный перечень.

Также планируется для некоторых категорий населения часть социальных льгот сократить, ввести их нормирование и распространить исключительно на самого адресата. То есть членам семьи льготника они не положены. Высвобожденные в итоге бюджетные средства обещают направить на приоритетные социальные программы.

Руководство Минтруда и соцзащиты подчеркивает: главный минус существующей системы льгот состоит в том, что ее адресаты формируются сугубо по формально категориальному признаку (например, многодетные матери или пенсионеры), без учета нуждаемости. В итоге иногда люди с высокими доходами имеют больший размер льгот, чем те, у кого доходы низкие. Сегодня насчитывается около 60 категорий льготников.

Льготы отменят, но нуждающихся государство без помощи не оставит, уверяют разработчики законопроекта. Малоимущие, точнее, те кто имеет низкие доходы по не зависящим от них причинам, смогут претендовать на адресную социальную помощь (АСП). Правда, для этого придется собирать необходимые справки и периодически подтверждать «нуждаемость».

НА ПЛЕНАРНОМ заседании Палаты представителей 4 мая обсуждались в первом чтении поправки в Трудовой кодекс. Министру труда и соцзащиты Владимиру Потупчику, выступавшему с докладом, заодно пришлось объяснять отдельные аспекты законопроекта об упорядочении льгот. Так, многих депутатов беспокоит, почему «усовершенствование» льгот и распространение на нуждающихся адресной социальной помощи произойдет не одновременно, а с разрывом в шесть месяцев. Получается, что люди, которым такая поддержка нужна, в течение полугода ее не получат, подчеркивали выступавшие.

По-видимому, эти доводы были услышаны, и 7 мая пресс-служба Президента сообщила, что Александр Лукашенко поручил разработать проект указа об адресной социальной помощи, где следует прописать «четкий, подробный, дебюрократизированный механизм предоставления социальной помощи тем, кому она действительно нужна». В документе должно быть определено, какие категории граждан подпадут под адресную помощь, какие льготы и преимущества они будут иметь, какие основания необходимы для получения этой помощи.

Буквально на следующий день появилась информация о том, что в Министерстве труда и соцзащиты создается рабочая группа по подготовке проекта такого указа.

КАКИМ будет разрабатываемый нормативный правовой акт, пока неизвестно, но правительство уже апробирует продекларированные принципы. Так, 25.04.2007 г. Совет Министров своим постановлением № 526 (см. «ЭГ» № 34 за 11.05.2007 г.) принял решение об отмене категориального подхода при назначении АСП.

В соответствии с ним право на предоставление ежемесячной и единовременной АСП распространено на все малообеспеченное население, вне зависимости от принадлежности к категориям. Претендентами на этот вид поддержки являются граждане и семьи, чей совокупный доход на каждого члена семьи ниже 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (в мае текущего года этот «порог» — 107 460 Br).

Кроме того, при определении права на получение безналичной жилищной субсидии в совокупном доходе семьи теперь не будет учитываться денежный эквивалент льгот и других доходов, полученных в натуральной форме. Имеются в виду льготы по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях, бесплатное питание для детей первых двух лет жизни, удешевление школьного питания. В совокупном доходе также не будет учитываться денежный эквивалент льготы по обеспечению лекарствами и медикаментозными средствами детей в возрасте до трех лет и детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, а также льготы по проезду в общественном и пригородном транспорте для детей в возрасте до 7 лет.

Кроме отмены категориального подхода, предусматривается поэтапное увеличение критерия нуждаемости. На первом этапе (2008 г.) планируется установить его на уровне 80% БПМ, на втором этапе (2010 г.) — 100% БПМ. Сотрудники Минтруда и соцзащиты подчеркивают: пока что адресной социальной помощью охвачена незначительная часть населения, но система будет совершенствоваться. Добавим к этому, что после вступления закона в силу за АСП станет обращаться часть тех граждан, кто будет лишен льгот.

Анна РАДЮК

СПРАВКА «ЭГ». По данным Министерства труда и социальной защиты, сегодня две трети населения Беларуси (около 6,5 млн. человек) имеют те или иные виды социальных льгот. Например, льготы по оплате проезда — 6 млн. человек, лекарств — 2,8 млн., жилищно-коммунальных услуг — 1 млн., услуг связи — 200 тыс. человек.

Реальная цена льгот, приходящаяся на на одного получателя, в 2006 г. не превышала 20 тыс. Br. Но в целом почти треть всех средств на социальную поддержку населения приходится в итоге на «стоимость» льгот — это более 600 млрд. Br в год.

Ожидаемая экономия от упорядочения льгот составит более 30% от объема их нынешнего бюджетного финансирования.