$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Упор на энергетику

20.02.2009

Беларусь и Латвия определили дальнейшие перспективы взаимодействия экономик двух стран в условиях мирового финансового кризиса. Среди «избранных» направлений — увеличение транзитных перевозок, инвестиции и энергетика.

В ходе состоявшейся на этой неделе встрече глав правительств двух стран подписан Меморандум о сотрудничестве в энергетической сфере. Как отметил премьер-министр Сергей Сидорский, с учетом модернизации энергетических мощностей и строительства АЭС отечественная энергетика имеет хорошие перспективы для экспорта. Кроме того, Беларусь, Литва и Латвия в ближайшее время смогут предложить Евросоюзу совместный энергетический проект, обсуждение которого пройдет 9 марта в Вильнюсе.

Латвийский премьер Иварс Годманис также назвал перспективным строительство линий электропередач с Беларусью.

Шла речь и о других сферах транзита. Так, до недавнего времени наша страна обеспечивала около 40% загрузки железной дороги Латвии и 30% перевалки через ее морские порты экспортных грузов — в основном нефтепродуктов и калийных удобрений. Сегодня эти объемы значительно снижены в связи с падением конкурентоспособности портовых услуг по сравнению с литовскими и глобальным кризисом.

Для возврата на прежние позиции Латвии следует решить некоторые внутренние вопросы. К примеру, согласовать позиции стивидорных компаний, железной дороги. Тем не менее И.Годманис уверен, что его страна «сможет убедить Беларусь в экономической целесообразности поставок калийных удобрений через свою портовую инфраструктуру».

Кстати, на стабилизацию ситуации и повышение спроса на удобрения в ближайшем будущем рассчитывает и белорусская сторона.

Для обеспечения транзитных перевозок в условиях мирового финансового кризиса особое внимание необходимо уделить развитию логистических схем, считают партнеры. В этой области серьезного спада пока не наблюдается. У латвийской стороны есть серьезные предложения в этом направлении, отметил И.Годманис. В частности, намечено создание своего канала железнодорожных контейнерных перевозок, по сути альтернативного существующему совместному белорусско-литовскому проекту контейнерного поезда «Викинг».

Реализация совместных проектов будет содействовать привлечению инвестиций в экономики двух стран. Пока же можно констатировать, что по итогам 2008 г. объем латвийских инвестиций в экономику РБ составил всего лишь 97,7 млн. USD. В 2007 г. этот показатель был заметно выше — 148,4 млн. USD (из них прямых — 33 млн. USD). По мнению обеих сторон, перспективы их роста сегодня есть. «Главное сейчас — не потерять набранные темпы экономического сотрудничества», — подчеркнул белорусский премьер.

Алексей ГУЛЕВИЧ

СПРАВКА «ЭГ»

По итогам 2008 г. объем взаимной торговли достиг 2,3 млрд. USD, что более чем в 2 раза превышает товарооборот 2007 г. и в 4 раза — 2006 г. При этом экспорт белорусской продукции составил почти 2,2 млрд. USD (увеличение в 2,2 раза), импорт — 138 млн. USD. Положительное внешнеторговое сальдо для Беларуси сложилось в размере 2 млрд. USD (рост по сравнению с 2007 г. почти на 1,2 млрд. USD). Основной прирост поставок на латвийский рынок получен за счет нефтепродуктов. Без их учета экспорт в 2008 г. был 555 млн. USD.