$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ВЭД

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР:МОДЕЛЬ ЕВРАЗЭС©

07.10.2014

Всемирный банк в рейтинге Doing Business по показателю «Международная торговля» особое внимание уделяет таможенным операциям. Для сокращения времени их совершения и связанных с ними документов в таможенном администрировании все больше обращаются к безбумажным технологиям, системе управления рисками (СУР), таможенному контролю после выпуска товаров и институту уполномоченных экономических операторов (УЭО). О том, каким будет этот институт в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), рассказал на 5-й Международной научно-практической конференции «От Таможенного союза к Евразийскому экономическому союзу: современность и перспективы» директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Дмитрий НЕКРАСОВ.

В настоящее время можно говорить о практической реализации и востребованности института УЭО в государствах — членах ТС, однако их количество многократно отстает от аналогичных показателей Европы, Юго-Восточной Азии, Китая, США и Канады. Самый высокий показатель для государств — членов ТС у Беларуси — более 330 УЭО, тогда как, к примеру, в Китае — их почти 3000, Нидерландах — около 1400, в США — более 10 000. И здесь дело может быть не в количестве УЭО (они составляют не более 1% от всех участников ВЭД), а в доле товаров, перемещаемых ими, которая в ЕС составляет около 50%, а в Китае — более 27%.

С осознанием того, что различные условия деятельности УЭО в Беларуси, Казахстане и России могут рассматриваться как барьер для дальнейшего развития института УЭО в странах «тройки» и препятствие для взаимного признания УЭО в этих государствах, заметно активизировалась работа по совершенствованию соответствующей правовой базы, поддержанная всеми тремя сторонами. Рабочей группой подготовлена отдельная глава по УЭО, которая должна быть включена в проект Таможенного кодекса ЕврАзЭС.

В числе основных предлагаемых изменений — условия присвоения статуса УЭО. Планируется установить 9 условий (вместо имеющихся 7), но это будет исчерпывающий перечень, зависящий от выбранного типа свидетельства УЭО. Предлагается унифицировать различные требования к ведению системы учета коммерческой документации. На экспертном уровне согласована возможность утверждения перечня статей уголовного и административного законодательства государств — членов ЕврАзЭС, привлечение к ответственности за которые будет являться основанием для отказа во включении в реестр УЭО.

Появились требования к финансовой устойчивости, безопасности и надежности УЭО. Это обусловлено в первую очередь международными стандартами и является одним из условий взаимного признания УЭО другими странами. Предъявляются такие требования только для свидетельств 2-го и 3-го типов, при этом они исключают необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Расширяется перечень упрощений для УЭО. В числе главных следует отметить предусмотренную в их отношении минимизацию таможенного контроля, включая отнесение их к низкому уровню риска, проведение контроля на складах УЭО. Возможность прямого взаимодействия с таможенными органами, в т.ч. при решении проблемных вопросов, также является ощутимым преимуществом УЭО. Кстати, некоторыми европейскими операторами это преимущество рассматривается в качестве основного.

Одна из главных новелл проекта — 3 различных типа свидетельств УЭО. Сейчас у нас предусмотрен только один вид, в то время как в Китае их несколько, а в ЕС — три.

Первый тип свидетельства будет наиболее простым, он не предполагает необходимости удовлетворения требованиям финансовой устойчивости, безопасности и надежности. Это интересно лицам, не имеющим собственных площадей для хранения товаров, а заинтересованным в непредоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей при транзите и при проведении дополнительной проверки и первоочередном порядке совершения таможенных операций, выпуске до подачи и т.д. Это могут быть таможенные представители, перевозчики, экспедиторы.

Второй тип свидетельства должен упростить проведение контроля. Наиболее востребованным он будет у производственников, прежде всего экспортеров, которые желают снизить издержки, связанные с хранением товаров и их идентификацией, т.к. все операции будут производиться на собственных площадках. Склады также заинтересуются этим типом свидетельства. При этом для них неинтересен выпуск товаров до подачи таможенной декларации.

Третий тип свидетельства, аккумулирущий все упрощения, — высшая ступень УЭО. В ЕС именно получение третьего типа сертификата поощряется более всего и дает шансы на взаимное признание УЭО другими странами.

Таможенный кодекс ТС определяет только декларанта в качестве лица, которое может применять специальные упрощения, и право пользоваться привилегией применения специальных упрощений имеет только одна категория лиц из нескольких, вовлеченных в международную цепь поставок. Общепризнанные стандарты в этой области не ограничивают круг лиц, которые могут быть УЭО: только заинтересовав всех участников цепи поставок в сотрудничестве с таможенными органами, можно обеспечить всю ее безопасность. Поэтому в проекте ТК ЕврАзЭС нет норм, препятствующих применению упрощений перевозчиками, таможенными представителями, экспедиторами и складами.

В настоящее время вопрос взаимодействия таможенных органов при присвоении статуса УЭО не решается, хотя взаимный обмен информацией между таможенными органами — одно из условий присвоения статуса УЭО добропорядочным участникам ВЭД, являющимся таковыми во всех трех государствах. Вместе с тем необходимо исключить возможное «перетекание» УЭО между государствами и присвоение такого статуса сомнительным компаниям. Аналогичная практика имеется и в ЕС, когда независимо от государства, рассматривающего вопрос о предоставлении сертификата УЭО, информация о законопослушности и соблюдении требований УЭО запрашивается во всех остальных странах — членах ЕС.

Cохраняющийся пока «принцип резидентства» даже в условиях распространения возможности применения специальных упрощений на всей таможенной территории ЕврАзЭС не позволит применять повсюду, в частности, такое упрощение, как выпуск товара до подачи таможенной декларации. В то же время такое упрощение, как непредоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру транзита, и первоочередной порядок совершения таможенных операций можно будет применять на всей таможенной территории союза даже в условиях сохраняющегося принципа резидентства.

Предлагаемые новации должны быть интересны как таможенным органам, так и бизнес-сообществу, уверен Д.Некрасов. Первым они позволят по аналогии с передовыми международными практиками создать в ЕврАзЭС определенную доверенную группу участников ВЭД — опору таможенных органов. А это, в свою очередь, даст возможность странам — членам союза повысить свои позиции в рейтинге Doing Business по показателю «Международная торговля». Для участников ВЭД преимущества заключаются в упрощении, взаимном признании УЭО внутри ЕАЭС, возможности такого признания другими странами, прямом взаимодействии с таможенными органами и т.д.

Татьяна АБРАМОВИЧ