$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

УПАСТЬ, ЧТОБЫ ПОДНЯТЬСЯ

17.09.2010

ООО «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава» в январе—августе т.г. увеличил производство продукции на 18% по отношению к аналогичному периоду 2009 г. Предприятию, понесшему серьезные потери в прошлом году, выход на нормальный рабочий режим дался нелегко. Накануне 20-летия завода (первоначальное название — «Туртранс») его руководители рассказали журналистам о том, как коллективу удалось преодолеть негативные тенденции.

От банкротства спасла программа

Статус компании-сателлита Минского автозавода помог «МАЗ-Купаве» к середине 2008 г. достичь достойного экономического благополучия. Администрацию радовали цифры роста, а рабочих — зарплаты. Но уже спустя несколько месяцев великан, которому ООО поставляло борта и створки дверей, почувствовал резкое снижение спроса, что тут же аукнулось в хозяйстве общества. Его другие партнеры, как в Беларуси, так и за ее пределами, также резко убавили количество заказов на прицепную технику и кузова. В результате в 2009 г. объемы производства предприятия сократились на 30% по сравнению с предыдущим годом, а экспорт к его уровню составил только 37%.

Потери могли быть и более существенными, вплоть до банкротства, если бы администрация не предприняла мер реагирования, рассказал заместитель генерального директора по экономике и финансам Владимир Воробьев. На заводе была утверждена антикризисная программа, все мероприятия которой преследовали единственную цель — экономическое оздоровление.

Одним из пунктов программы стал, например, прямой запрет на производство продукции на склад. Жесткие ограничения были введены на залежи сырья, материалов, комплектующих изделий, которые не использовались в текущем производстве. Это заставило снабженческие подразделения более гибко и оперативно вести работу с поставщиками. Последним предлагались стабильные объемы закупок при условии снижения цен. Что же касается закупок, не связанных с производством, то от них вообще отказались. Такой подход способствовал более эффективному использованию оборотных средств, дефицит которых был особенно болезненным из-за невыгодных условий банковского кредитования.

Еще одним важным направлением антикризисной программы стала оптимизация численности трудового коллектива. Из-за падения числа заказов появился избыток рабочей силы, что негативно сказалось на финансовых показателях предприятия. В таких условиях невозможно эффективно управлять трудовыми ресурсами, в т.ч. повышать производительность и качество продукции. К тому же, пытаясь решить кадровый вопрос, администрация оказалась в сложном положении: выбросить человека на улицу — не в наших традициях. И все же на «МАЗ-Купаве» нашли подход к сокращению кадров, сохранив принцип добровольности. Человеку, написавшему заявление об уходе по собственному желанию, выдавалось 5-месячное выходное пособие.

Метод оказался действенным. Первыми ушли так называемые «летуны», а также те молодые работники, которые не определились ни с профессией, ни с компанией, в которой бы хотели трудиться. В итоге численность трудового коллектива ООО по сравнению с 2008 г. сократилась на 20%. У оставшихся выросла занятость на рабочих местах и, соответственно, зарплата.

Заказчик превыше всего

Сегодня завод работает в полную силу. Правда, до выхода на докризисный уровень еще далековато. По итогам января–августа 2010 г. объем производства продукции составил лишь 76% к показателю 8 месяцев 2008 г. В то же время 18-процентный рост по отношению к аналогичному периоду прошлого года свидетельствует о явном прогрессе.

Достигнут он, по словам В.Воробьева, в первую очередь за счет роста заказов со стороны отечественных потребителей. После того как правительство распорядилось оказать помощь МАЗу в виде закупок его техники предприятиями ряда министерств и ведомств, с их стороны значительно участились деловые предложения по изготовлению кузовов. Кроме того, надо отдать должное и усилиям самого ООО по наращиванию деловой активности, которые приносят плоды. Позитивную динамику имеет экспорт предприятия. Если в прошлом году объем продаж на внешних рынках составил лишь 37% от уровня 2008 г., то за 8 месяцев т.г. данный показатель вырос до 45%.

Во многом это является следствием перестройки работы маркетинговой службы. Прежде всего более тесной стала связь с дилерами. В частности, было проведено совещание с руководителями предприятий-дилеров в Российской Федерации, куда поставляется значительная часть продукции. Совместно с ними специалисты «МАЗ-Купавы» разработали новые условия работы, как повышающие дисциплину расчетов за отгруженную продукцию, так и стимулирующие предприятия товаропроводящей сети к самостоятельному финансированию сделок с белорусским заводом. Тот факт, что он за это время не потерял ни одного своего дилера, свидетельствует о результативности предпринятых шагов.

По словам начальника отдела маркетинга ООО Андрея Кутникова, кризис научил более чутко реагировать на потребности рынка. Оказалось, что спрос здесь зачастую связан не с серийно изготовляемыми кузовами и прицепами, а с единичной продукцией, учитывающей специфику работы того или иного потребителя. Это дало толчок созданию заводом новых видов изделий. «Мы освоили в производстве те надстройки для автомобилей, которые ранее были несвойственны нашему предприятию, но на которые был спрос в изменившихся условиях», — отметил А.Кутников.

Например, сегодня «МАЗ-Купава» способно удовлетворять спрос органов здравоохранения на различные специализированные автомобили, кузова которых изготовляются в зависимости от нужд, например, больниц скорой помощи, других медучреждений. Освоены автоцистерны для перевозки воды, молока, нефтепродуктов. Совместно с Национальной академией наук разработаны кузова для перевозки инкубаторных яиц и цыплят, созданы по заказу мясокомбинатов полуприцепы для перевозки туш. Ряд новых разработок ориентирован на строительную отрасль — автобетоносмесители, автомобили с гидроманипуляторами для самостоятельной погрузки и разгрузки платформы. В настоящее время идет работа над созданием прицепа для перевозки спортивных лошадей.

Чаще всего новая продукция уходит за границу. Так, 10 автоцистерн для перевозки воды закуплены Венесуэлой. Немцы охотно заказывают прицепы для торговли хлебобулочными изделиями. Причем, по словам А.Кутникова, они весьма требовательны к качеству и конструктивным особенностям таких магазинов на колесах. Например, в них необходимо обеспечить выкладку всей номенклатуры хлебных изделий. Продукция отгружается также во Францию и Швецию.

Специалисты «МАЗ-Купавы», как правило, терпеливо относятся к требованиям даже самых привередливых заказчиков. И стараются в срок выполнить все обязательства перед партнерами. Это повышает конкурентоспособность предприятия, убеждены в администрации.

Иван МИХАЛЕВИЧ