$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Унитарным предприятиям перерегистрация не грозит

02.03.2007

Проект закона «Об унитарных предприятиях» планируется рассмотреть в первом чтении на предстоящей весенней сессии Палаты представителей.

В 2004 г. Закон «О предприятиях» утратил силу, и с тех пор деятельность унитарных предприятий (УП) регулируется Гражданским кодексом и рядом нормативных правовых актов. В постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству напомнили, что в январе текущего года вступил в действие Закон «О хозяйственных обществах», еще раньше — законы «О государственных производственных объединениях», «О финансово-промышленных группах», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Таким образом, с принятием закона «Об унитарных предприятиях» в Беларуси будет завершено создание правовой базы по регулированию деятельности всех субъектов хозяйствования.

В разработанном правительством документе определяются правовое положение, порядок создания (ликвидации), деятельности, реорганизации УП, права и обязанности собственника имущества.

В соответствии с законопроектом унитарным предприятием считается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Оно принадлежит такой организации на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между его работниками.

УП могут быть государственными (республиканскими или коммунальными) и частными. Республиканские основываются на правах хозяйственного ведения и оперативного управления, коммунальные, как и частные, — на праве хозяйственного ведения. Согласно законопроекту УП могут открывать представительства и филиалы, в том числе за пределами страны; участвовать и входить (с согласия собственника имущества) в состав финансово-промышленных и хозяйственных групп на условиях, определяемых законодательством.

В законопроекте прописано также распределение полномочий между собственником и руководителем предприятия, ответственность второго за неэффективное использование вверенного ему имущества. В свою очередь, для того, чтобы не допустить безосновательного изъятия имущества собственником, перечислены исчерпывающие случаи, позволяющие ему принимать такое решение.

В постоянной комиссии создана рабочая группа по подготовке законопроекта к рассмотрению на пленарном заседании. В ее адрес от депутатов, хозяйственников и других заинтересованных лиц уже поступило более ста предложений и замечаний. Некоторые из них касаются, например, положений о наименовании унитарного предприятия и его местонахождении, создании дочерних предприятий, имущественных вопросов. Депутаты ставят задачу свести к минимуму количество отсылочных норм в этом документе.

После принятия и вступления данного закона в силу проводить перерегистрацию действующих унитарных предприятий не потребуется.

Отмечу, что в Беларуси 20 170 юридических лиц — коммерческих организаций действуют в форме УП. Доля их продукции в общем объеме ВВП страны составляет около 57%. Унитарными предприятиями являются, например, Минский тракторный, Белорусский металлургический и Белорусский автомобильный заводы.

Анна РАДЮК