$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

«Умные — налево, красивые — направо»

15.07.2008

Активному привлечению капитала в экономику республики мешает неразворотливость и отсталость менталитета местных властей. Серьезным препятствием остается достаточно сложная и громоздкая налоговая система и высокие ставки налогов. Кроме того, до сих пор не получил должного развития сектор услуг. Об этом в минувший четверг говорили на собрании Конфедерации промышленников и предпринимателей (нанимателей) (КПП(Н).

Так, первый вице-премьер Владимир СЕМАШКО обозначил проблему неиспользования потенциала регионов. Несмотря на то что рядом нормативных правовых актов в малых городах и сельской местности созданы льготные условия для ведения бизнеса, капитал пока туда не спешит. Отчасти виной тому еще советский менталитет местных чиновников. «Я объехал города и поселки Гомельской области, где пояснял суть указов, постановлений и видел реакцию зала: из сотни присутствующих 2-3 человека, у которых свет в глазах, которые понимали, о чем я говорю, и воспринимали, — посетовал В.Семашко. — После моего выступления в одном из районов на трибуну вышел председатель райисполкома и говорит: «Спасибо, Владимир Ильич, что все понятно объяснили. Ну а теперь мы ждем, что вы нам инвесторов будете высылать». «А вы, значит, как в том анекдоте, будете сортировать их: умные — налево, красивые — направо», — парировал В.Семашко.

Отсутствие инициативы на местах не может не тревожить членов правительства, ведь перед ними поставлены амбициозные цели — обеспечить высокие темпы роста экономики. По планам в 2009-2010 гг. ВВП ежегодно должен прибавлять не менее 10-11% при сохранении опережающего роста промышленного производства — 10,5-12%. Темп роста инвестиций в основной капитал необходимо сохранить на уровне 20-25%. «Понятно, что эти цифры — не самоцель. Задача — обеспечить лучшие условия жизни наших людей и решить социальные вопросы, — отметил первый вице-премьер. — Если еще полгода назад мы говорили, что к концу 2010 г. должны обеспечить среднюю заработную плату 500-550 USD в промышленности, то сейчас стоит задача обеспечить 700-750 USD, и уже просчитываются варианты выхода на зарплату в 1000 USD».

Правительство также намерено увеличить объемы жилищного строительства к 2011 г. как минимум в 2 раза, до 10 млн. м2. При этом придется решить комплекс задач: «поднять» строительную индустрию, увеличить производство строительных материалов, сохранив при этом ценовую доступность жилья. Для реализации задуманного необходимо задействовать потенциал регионов, чего пока не происходит.

Налоги растут?

С достаточно сенсационным заявлением на собрании КПП(Н) выступил председатель Белорусского союза налогоплательщиков Анатолий ТРУХАНОВИЧ. По его мнению, несмотря на официальные уверения о том, что налоговая нагрузка в стране постоянно снижается, на самом деле она растет. «Я со всей ответственностью заявляю, в этом году налоговая нагрузка не уменьшилась, а увеличилась, потому что мы придумали такой налог, как отчисления в инновационный фонд.

Почему это налог? Он имеет все его признаки: регулярность, подконтрольность налоговой службе, существует база для исчисления и т. д., — завил он. — В правительстве говорят: «Простите, но мы не берем с вас этот налог, — мы обложили им энергетиков». Какая наивность! Энергетики заложили его в себестоимость, и в результате все мы его уплачиваем».

К слову, не все согласились с мнением А.Трухановича. Так, первый вице-премьер назвал такое заявление блефом, поскольку инновационные отчисления существовали и раньше, в то время как по отношению к ВВП налоговая нагрузка снижается, и этот процесс продолжится.

Как положительную тенденцию оценил в своем выступлении снижение налоговой нагрузки председатель КПП(Н) Анатолий ХАРЛАП. В частности, ссылаясь на расчеты Минфина, он сообщил, что в 2008 г. по отношению к ВВП показатель снизился на 1%, что оставило в распоряжении реального сектора около 1 трлн. Br. В этом году налоговое бремя уменьшится еще на 1,2%, что высвободит 1,4 трлн. Br. Вместе с тем, по его мнению, процесс можно было бы ускорить: «Это, конечно, большие деньги, но уместно было бы от имени работодателей высказать уже формирующееся мнение о том, что темпы снижения налоговой нагрузки на 2009-2010 гг. по 1,2% в год все-таки не являются эффективными и достаточными. При сохранении такого подхода очевидно, что инвестиции больше пойдут в те страны, где налоговое изъятие ниже. И это явно не будет способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности экономики в целом».

В конфедерации намерены выработать стратегию кардинального изменения налоговой политики на последующие годы и прежде всего сокращения количества налогов. Так, в КПП(Н) выступают за отмену взимания налогов с оборота, снижение ставок, в том числе по Фонду социальной защиты населения, и уменьшение расходов, связанных с социальным пакетом, чего в республике еще не делалось. А.Харлап также считает необходимым широко внедрить автоматизированный расчет налогов и электронное декларирование на предприятиях, что сократит и упростит процедуры.

По мнению председателя КПП(Н), в республике также все еще сохраняются избыточные административные процедуры, которые требуют сокращения либо упрощения: «Бизнес-союзами продвигаются целые пакеты предложений, но работа, откровенно скажем, пока идет трудно. На заседаниях рабочих групп одобрено примерно только треть из них».

Дать волю… услугам

В республике назрела необходимость изменить структуру ВВП, а также экспорта в сторону увеличения доли услуг, считает председатель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) Николай БОРОВОЙ. По его мнению, 12% услуг от объема экспорта — чрезвычайно мало, если учесть, что в других странах этот показатель порядка 50%. В частности, не в полной мере используются возможности отечественных автомобильных перевозчиков, а также географическое положение Беларуси как транзитной державы.

Серьезные надежды у руководителя БАМАП на принятие и реализацию государственной программы, касающейся транспортной логистики. Запланированные меры должны переориентировать импортные товарные потоки на нашу территорию. В республике могут быть созданы крупные логистические центры с большими складскими площадями. Это позволит не только обеспечивать отечественные предприятия сырьем и товарами, минуя посредников в сопредельных странах, но и оказывать услуги соседям, повышая транзитную привлекательность Беларуси.

Увеличить объем услуг можно также через более полное использование возможностей транспортной системы Союзного государства Беларуси и России. Однако пока говорить о равных условиях хозяйствования субъектов двух стран не приходится. По мнению Н.Борового, на территории России белорусские перевозчики оказываются на правах иностранцев: «Мы видим, что белорусский автомобиль останавливается таможенниками под Смоленском на 4 часа, а российский в этом время продолжает беспрепятственное движение, обгоняя наш на пути к польской границе. Это ненормальное явление, особенно если учесть, что для российского перевозчика в республике действуют те же условия, что и для национального».

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях