$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

УКАЗ N 222 КАК ОБРАЗЕЦ КОМПРОМИССА©

27.05.2014
Указ Президента от 16.05.2014 № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» существенно меняет условия деятельности «ипэшников» и вызвал неоднозначные оценки в бизнес-среде. С просьбой оценить последствия реализации норм этого Указа «ЭГ» обратилась к председателю Белорусского союза предпринимателей Александру КАЛИНИНУ
Прежде всего отмечу, что этот Указ, с моей точки зрения, имеет компромиссный характер, а потому не может на 100% удовлетворить всех индивидуальных предпринимателей. А ведь их на 1 мая насчитывается уже 273,2 тысячи.

Полагаю, что нам удалось добиться очень важного решения, о котором много говорилось еще со времен принятия Директивы № 4: сняты ограничения по найму индивидуальными предпринимателями наемных работников только из числа родственников. Сейчас можно будет привлекать для своей деятельности не более трех работников по трудовым и гражданско-правовым договорам независимо от родственных связей. Уверен, это будет стимулировать развитие предпринимательской деятельности не только в торговле, но и в производстве и услугах. Не секрет, что именно в этих сферах труднее всего найти квалифицированных помощников, причем не только среди близких родственников. Поэтому такое ограничение по наемным работникам с родственными связями, несомненно, сказывалось на развитии предпринимательства.

Еще одна очень важная и нужная норма Указа № 222 — снятие ограничений по количеству объектов предпринимательской деятельности, в т.ч. по торговым точкам. Это, конечно, также улучшает условия для предпринимательской деятельности, поскольку не должно быть никаких неоправданных и искусственных ограничений.

Поэтому можно считать, что бизнес-союзам удалось добиться от государства важных позитивных шагов, направленных на улучшение ведения бизнеса для индивидуальных предпринимателей.

Однако для 60,5 тыс. индивидуальных предпринимателей условия работы могут усложниться в связи с изменением порядка налогообложения и в, частности, отменой уплаты НДС в фиксированных суммах. Такая уплата была введена почти 9 лет назад Указом Президента от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», но она не могла существовать вечно. НДС — это косвенный налог. И при взаимной торговле в Таможенном союзе встал вопрос о необходимости отмены его уплаты в фиксированных суммах, поскольку должны быть единые требования в рамках соглашения об исчислении и уплате косвенных налогов при торговле. При этом БСП в рамках работы с правительством на заседаниях рабочей группы удалось максимально смягчить режим перехода и сделать прозрачными товарные потоки на период такого перехода.

Остатками товаров с уплатой НДС в фиксированных суммах при составлении описи товаров и представлении в налоговую инспекцию этой описи можно будет торговать до 1 марта будущего года. Получается, что переходный период составит почти год, а в первоначальном проекте указа он длился только до 31 декабря 2014 г. Так что здесь нам удалось добиться более мягких условий. При этом по остаткам товаров мы настаивали на более длительном переходном периоде, в т.ч. с учетом сезонности торговли отдельными видами товаров. И предложение БСП о таком периоде до 1 марта 2015 г. в правительстве поддержали. К тому же индивидуальные предприниматели, имеющие сопроводительные документы на товары, могут перейти с 1 июля или с 1 октября текущего года на упрощенную систему налогообложения. Кстати, расчеты показывают, что налоговая нагрузка при этом будет несколько ниже, чем при уплате единого налога и НДС в фиксированных суммах.

Интересно, что бизнесмены, не связанные с индивидуальными предпринимателями, упрекают нас даже в излишней либеральности норм Указа № 222, сохраняющих для ИП возможность закупать товары за наличный расчет, что не вправе делать юридические лица.

Конечно, очень важно остановиться на нормах Указа, касающихся требований к товаросопроводительным документам, которые вызывают наибольшую озабоченность у индивидуальных предпринимателей. Сейчас мы ожидаем разъяснения Совмина по поводу применения этих норм. Дело в том, что в России нет единых требований к таким документам. Мы не раз обсуждали этот болезненный вопрос и на рабочей группе, и в переписке с МНС. Прежде всего это касается кассового чека, заменяющего договор купли-продажи товаров. Наши российские партнеры также обязаны выдавать такой чек при покупке, как и мы. Поэтому надо требовать от них, чтобы эта норма соблюдалась.

Конечно, недовольные Указом № 222 есть и будут — прежде всего те, кто не сможет выполнить его требования по наличию документов, поскольку торгуют контрафактом. Реальные проблемы с первичными учетными документами и сертификатами, получаемыми в РФ, действительно могут возникать. Но их надо решать. Наши индивидуальные предприниматели не могут нести ответственности за недобросовестного российского партнера, если он выдал фиктивный документ, скажем, сертификат. Главным требованием является то, чтобы его номер был включен в реестр, который находится в открытом доступе в Интернете. Есть договоренность об оперативном рассмотрении всех противоречий на уровне Совмина. Надо будет на рабочей группе тщательно отслеживать все факты нарушений требований Указа № 222, в т.ч. подпадающих под санкции ст. 12.17 КоАП.

В целом БСП прогнозирует, что с введением техрегламента сократится оборот контрабандных и низкокачественных товаров на территории как России, так и Беларуси.

Сейчас нам очень важно оперативно получить все разъяснения по применению норм Указа № 222 и чтобы они были доведены до налоговых инспекций. Еще хочу отметить, что БСП начал активно сотрудничать с Минторгом. Уже с середины мая на Червенском рынке в Минске создано 5 мелкооптовых секций Минторга, где можно оформить все необходимые документы на товар.

Подготовила Валерия ГЕРАСИМОВА