Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

УКАЗ N 140: кто должен платить новый сбор?

Указом Президента от 2004-03-22г N 140 (далее -- Указ) установлен республиканский сбор за использование в предпринимательской деятельности и передачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям транспортных средств...
Указом Президента от 2004-03-22г N 140 (далее -- Указ) установлен республиканский сбор за использование в предпринимательской деятельности и передачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям транспортных средств.
 
Объектами обложения республиканским сбором являются следующие обстоятельства, при наличии которых у плательщика возникает налоговое обязательство:
 
-- использование физическими лицами ввезенных ими не для коммерческих целей транспортных средств в течение 2 лет после их таможенного оформления в предпринимательской деятельности по осуществлению перевозок грузов и (или) пассажиров;
 
-- получение юрлицами и индивидуальными предпринимателями (далее -- ИП) в собственность либо во владение, пользование и (или) распоряжение на основании гражданско-правовых сделок транспортных средств, ввезенных физическими лицами не для коммерческих целей в течение 2 лет после их таможенного оформления.

Плательщиками республиканского сбора в соответствии с абз.2 п.1.2 Указа являются лица, ввезшие транспортные средства на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве товаров, предназначенных не для коммерческих целей, в случае использования их в предпринимательской деятельности по осуществлению перевозок грузов и (или) пассажиров в течение 2 лет после их таможенного оформления.

Представляется, что деятельность по осуществлению перевозок грузов и (или) пассажиров в данном случае следует рассматривать как вид деятельности, на осуществление которого необходимо иметь лицензию. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относится к лицензируемым видам деятель-ности в соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия (утв. Декретом от 2003-07-14г. N 17).

Следовательно, в таком случае плательщиками республиканского сбора должны являться только те физлица, которые имеют лицензию на осуществление перевозок пассажиров и грузов и используют при осуществлении этого лицензируемого вида деятельности ввезенное ими не для коммерческих целей транспортное средство. Физлица, не осуществляющие данный лицензируемый вид деятельности, но осуществляющие другие виды деятельности (например, розничную торговлю) и использующие при этом ввезенное ими не для коммерческих целей транспортное средство, исходя из текста Указа, плательщиками республиканского сбора не должны являться.

Здесь также следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст.106 Трудового кодекса работник вправе использовать свое транспортное средство для нужд нанимателя. При этом работник (физлицо) не является ИП, а транспортное средство не передается в собственность или во владение, пользование или распоряжение нанимателю (юрлицу или ИП). Поэтому работник юрлица, ИП, имеющих лицензию на осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, также не может являться плательщиком республиканского сбора, так как он не занимается предпринимательской деятельностью и не получает от этого доход, а использует свое транспортное средство для нужд нанимателя, за что последний выплачивает ему зарплату и компенсацию за износ транспортного средства.

Также при анализе нормы п.1.2 Указа обращают на себя внимание два момента.

В соответствии с абз. 3 п.1.2 Указа плательщиком республиканского сбора являются юрлица и ИП, получившие на основе гражданско-правовых сделок транспортные средства, ввезенные физлицами не для коммерческих целей с уплатой таможенных пошлин и налогов по единой ставке, установленной законодательством для такой категории товаров в течение 2 лет после их таможенного оформления.

Представляется, что под плательщиками в данном случае понимаются юрлица и ИП, являющиеся первичными получателями транспортных средств, то есть те, которые получили транспортное средство на основе гражданско-правовой сделки, заключенной с лицом, непосредственно ввезшим транспортное средство. Соответственно юрлица или ИП, являющиеся "не первыми" (вторыми, третьими и т.д.) получателями указанных транспортных средств, т.е. получившие транспортное средство на основании гражданско-правовых сделок, не от физлица, непосредственно ввезшего транспортное средство, а от иных лиц, ранее получивших права на транспортное средство от физлица, ввезшего его на территорию Беларуси, по сути не должны являться плательщиками республиканского сбора даже при условии, что с момента таможенного оформления транспортных средств прошло менее 2 лет. Однако четкого ответа на разрешение этой ситуации в Указе нет.

Также анализ рассматриваемой нормы п.1.2. Указа дает основание полагать, что у юрлиц и ИП -- приобретателей транспортных средств возникает необходимость установления момента ввоза транспортного средства и факта уплаты таможенных пошлин и налогов.

Представляется, что в нормативных правовых актах, которые будут приняты в целях реализации положений Указа, должны быть установлены документы, которые необходимо истребовать приобретателю прав на транспортное средство (юрлицу или ИП) у физлица, ввезшего транспортное средство, подтверждающие момент таможенного оформления, ставку таможенных платежей и налогов.

В соответствии со ст.67 Закона "О нормативных правовых актах" нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Указ не улучшает положение лиц, на которых распространяется его действие, а также в нем прямо не предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Следовательно, Указ N 140 обратной силы не имеет и распространяет свои действия только на отношения, возникшие после 25.04. 2004г.

Вместе с тем при приобретении прав на транспортное средство после 25 апреля т.г. будьте внимательны, не приобрели ли вы обязанность по уплате республиканского сбора.

Анна СИДОРОВИЧ,
юрисконсульт БСПН им.М.С.Кунявского

*   *   *
 
По сложившейся традиции очередной нормативный акт, затрагивающий интересы значительного числа субъектов хозяйствования, вызывает вопросы о порядке его применения. Речь, конечно же, идет об Указе Президента от 2004-03-22г. N 140 "Об установлении республиканского сбора за использование в предпринимательской деятельности и передачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям транспортных средств".

Указ вступил в силу с 2004-04-25г. При этом в самом Указе отсутствуют нормы, определяющие порядок применения его во времени, в том числе оговорка об обратной силе. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что согласно ст. 67 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, если прямо не сказано о том, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Однако означает ли это, что Указ будет применяться только в отношении тех транспортных средств, которые будут ввезены после 25 апреля? Полагаю, что нет. Обратим внимание на то, что республиканский сбор уплачивается за использование в предпринимательской деятельности и передачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям транспортных средств. Поэтому отношениями, на которые распространяется действие Указа, будет именно факт использования в предпринимательской деятельности или факт передачи по договору транспортного средства. А установленный Указом двухгодичный срок с момента таможенного оформления является характеристикой транспортного средства, а не регулируемым правоотношением.

Подобное толкование Указа ставит многих индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками, перед дилеммой: либо прекратить деятельность, либо разориться. Поэтому некоторая надежда была на то, что Министерство по налогам и сборам, на которое возложен контроль за выполнение Указа N 140, разъяснит порядок его применения. И МНС своим постановлением от 2004-04-15г. N 54 действительно утвердил Инструкцию о порядке исчисления и уплаты указанного республиканского сбора, которая, тем не менее, не дает на главный вопрос ясного ответа. Согласно п.4 Инструкции республиканский сбор уплачивается за транспортные средства, ввезенные физическими лицами с уплатой таможенных пошлин и сборов по единой ставке, с момента таможенного оформления которых не прошло двух лет, используемые этими физическими лицами для предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров или грузов или полученные в собственность (владение, пользование) по гражданско-правовым договорам между названными физическими лицами и юридическими лицами, предпринимателями, с даты вступления в силу Указа N 140. Субъекты хозяйствования, конечно, могут сделать акцент на слове "ввезенные" и думать, что обязательство по уплате республиканского сбора их не коснется. Однако нет никакой гарантии, что налоговые органы не сделают акцент на словах "используемые" и "полученные по договорам". Полагаю излишним говорить о том, чье мнение будет более весомым.

Поэтому общий неутешительный вывод состоит в том, что обязательство по уплате республиканского сбора возникает 1) у индивидуальных предпринимателей, которые после 25 апреля т.г. используют для перевозки пассажиров и грузов транспортные средства, ввезенные и растаможенные по единой ставке, если с момента таможенного оформления не прошло 2 года; 2) на юридических лиц и предпринимателей, которые после 25 апреля т.г. получают в собственность либо во владение, пользование и (или) распоряжение такие транспортные средства.

Сергей ЛОСЕВ,
кандидат юридических наук

---------------------------------------
Пока верстался номер...

Как сообщило агентство "Интерфакс", большинство индивидуальных перевозчиков в Гродно воздержатся от поездок начиная с 25 апреля т.г. Это связано со вступлением в силу Указа Президента N 140, а также отсутствием разъяснений о порядке его применения. Неясным остается вопрос о том, кто должен платить сбор: те, кто будет ввозить или покупать транспорт после указанной даты, либо все те, кто уже пользуется ранее ввезенными или приобретенными автомобилями.

По словам председателя областного комитета профсоюзов предпринимателей, занимающихся перевозкой пассажиров в Гродно и области, В. Бранцевича, перевозчики так и не поняли, подпадают ли они под действие Указа, но рисковать не хотят.