$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Указ № 302: предприниматель меняет лицо

14.09.2007

Ответом на слухи о возможном продлении сроков перехода предпринимателей в унитарные предприятия стало заявление замминистра экономики Андрея ТУРА. Он отметил, что речь может идти только о сохранении отсрочки от уплаты в Фонд соцзащиты для некоторых ИП до 1 июля 2008 г., а также об урегулировании «некоторых проблем», возникающих в процессе перехода.

Поэтому мы продолжаем публикацию материалов «Прямой линии», проведенной 17 августа в редакции «Экономической газеты» (начало см. «ЭГ» №№ 66-68). Партнеры юридической группы «VERDICT.BY» Илья ЛАТЫШЕВ и Валентин ГАЛИЧ отвечают на вопросы, связанные с реализацией норм Указа Президента от 28.06.2007 № 302 «Об утверждении положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности» (далее — Положение № 302, Указ № 302). Ведь у некоторых ИП действительно есть проблемы, которые желательно решить вовремя.

Передача прав и обязанностей от ИП к УП, деятельность УП

Можно ли перерегистрировать на создаваемое УП накладные, выданные предпринимателю? Ведь бланки ТН и ТТН наверняка останутся. Или они подлежат уничтожению в связи с ликвидацией ИП?

Указ № 302 не предусматривает правопреемства УП в отношении прав и обязанностей ИП. Созданное юридическое лицо является полностью независимым и юридически не связано с ИП, который должен прекратить деятельность. Однако согласно п.12 Положения № 302 правила, установленные для передачи лицензий, применяются также к документам, выданным индивидуальному предпринимателю государственными органами, осуществляющими санитарный, эпидемиологический, пожарный и другие виды контроля.

Вероятно, на основании этой нормы, Министерство по налогам и сборам на своем сайте разъяснило, что ИП, создавший унитарное предприятие в порядке, предусмотренном Положением № 302, при перерегистрации неиспользованных бланков первичных учетных документов и бланков строгой отчетности, в т.ч. контрольных (идентификационных) знаков (далее — бланки) представляет в регистрирующий орган одновременно с документами, предусмотренными п.12 Положения, либо в инспекцию МНС по месту регистрации ИП не позднее 30 календарных дней с даты госрегистрации УП, заявление произвольной формы о произошедшем изменении (регистрации УП) и акт инвентаризации неиспользованных бланков с указанием наименования бланков, комплектности, кода бланков, номинала, единицы измерения, количества, серий и номеров бланков. Одновременно с заявлением индивидуальный предприниматель предъявляет документы, на основании которых внесены соответствующие изменения (свидетельство о госрегистрации УП образца, установленного Правительством РБ, либо устав УП со штампом о его госрегистрации), либо представляет копии таких документов.

При регистрации унитарного предприятия вне места регистрации ИП заявление и акт инвентаризации представляется в инспекцию МНС по прежнему месту нахождения, месту жительства субъекта предпринимательской деятельности. В течение 5 рабочих дней со дня поступления в инспекцию МНС заявления и акта инвентаризации неиспользованных бланков уполномоченное должностное лицо инспекции МНС вносит соответствующие изменения в электронный банк данных датой регистрации унитарного предприятия. Остатки неиспользованных бланков подлежат дальнейшему использованию частным унитарным предприятием.

ИП представляет в инспекцию МНС по месту своей регистрации в 15-дневный срок со дня, следующего за днем регистрации УП, заявление произвольной формы для внесения соответствующих изменений в электронный банк данных сведений о бланках и перерегистрации зарегистрированных за ним КСА и регистрации книг кассира-операциониста с обязательным приложением к этому заявлению списка зарегистрированных за ним КСА и актов инвентаризации неиспользованных бланков.

Таким образом, налоговые органы установили механизм сохранения за ИП ранее приобретенных бланков. Однако заметим, что в Инструкции о порядке разработки, производства, учета, хранения, реализации и уничтожения бланков первичных учетных документов, регистрируемых в Государственном реестре бланков строгой отчетности, утв. постановлением Минфина, МНС, Минсвязи и информатизации от 16.04.2002 № 61/47/7, такой механизм предусмотрен в п.49 для организаций в случае изменения наименования, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) и индивидуальных предпринимателей при перемене фамилии, имени, отчества. При этом после того, как уполномоченное должностное лицо инспекции МНС вносит соответствующие изменения в электронный банк данных, остатки неиспользованных бланков реорганизуемой организации подлежат дальнейшему использованию реорганизованным лицом. А в случае ликвидации организации и прекращении деятельности ИП согласно п.59 Инструкции № 61/47/7 проводится инвентаризация неиспользованных бланков, по результатам которой составляется акт по установленной форме. Акт передается в инспекцию МНС по месту регистрации в качестве налогоплательщика, которая в течение 5 дней со дня утверждения акта передает сведения об аннулированных бланках в электронный банк данных для исключения из него номеров и серий указанных бланков.

Поэтому полагаем, что МНС следовало бы внести соответствующие изменения в Инструкцию № 61/47/7, чтобы механизм перерегистрации бланков имел надлежащую правовую основу.

ИП, занимающийся розничной торговлей, имеет в своих торговых точках кассовые аппараты. Что с ними делать при создании УП и прекращении деятельности ИП?

Как разъяснило МНС на своем сайте, в целях упрощения процедуры перерегистрации кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, таксометров и регистрации книг кассира-операциониста ИП, создавший унитарное предприятие в порядке, предусмотренном Положением, руководствуется положениями п.7 Инструкции о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, входных билетов, программ (буклетов), квитанций, применяемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утв. постановлением МНС от 3.09.2004 № 100 (далее — Инструкция № 100).

ИП в этом случае в 15-дневный срок со дня, следующего за днем регистрации такого УП, представляет в инспекцию МНС заявление произвольной формы о произошедших изменениях (регистрации УП) и необходимости перерегистрации КСА в двух экземплярах, один из которых остается в инспекции МНС. Одновременно с заявлением ИП предъявляет документы, на основании которых внесены соответствующие изменения (свидетельство о госрегистрации УП либо устав УП со штампом о его госрегистрации) либо представляет копии таких документов.

На основании представленных документов уполномоченное должностное лицо инспекции МНС вносит соответствующие изменения в список, журнал регистрации аппаратов и систем, заверяет своей подписью и печатью инспекции МНС, а также вносит изменения в АРМ «Учет КСА» датой регистрации унитарного предприятия.

ИП — плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, создавшие УП, одновременно с представляемым в инспекцию МНС заявлением произвольной формы представляют для регистрации книги кассира-операциониста и предъявляют показания суммирующего денежного счетчика КСА в отчете закрытия смены (Z-отчета) на дату регистрации унитарного предприятия. Книги подлежат регистрации в инспекции МНС с одновременным указанием данных из Z-отчета.

В случае изменения наименования пункта установки аппарата и системы и его адреса (за исключением аппаратов и систем, используемых на транспорте и при выездной торговле) субъект предпринимательской деятельности в 5-дневный срок представляет в инспекцию МНС список аппаратов и систем, сведения о которых изменились, по форме согласно приложению 2 к Инструкции. Указанный список хранится вместе с первоначальным списком и имеет тот же регистрационный номер. Соответствующие изменения вносятся уполномоченным должностным лицом инспекции МНС в журнал регистрации аппаратов и систем и в АРМ «Учет КСА».

При регистрации УП вне места регистрации ИП (при постановке на учет УП в одной инспекции МНС, а снятии ИП с учета в другой) аппараты и системы с регистрации в налоговом органе не снимаются. В данном случае осуществляется снятие аппаратов и систем с учета в одной инспекции МНС и постановка их на учет в другой, при этом инспекция МНС по прежнему месту нахождения, месту жительства субъекта предпринимательской деятельности направляет в инспекцию МНС по новому месту нахождения, месту жительства субъекта предпринимательской деятельности список зарегистрированных им аппаратов и систем и сведения о снятии их с учета. Соответствующие изменения вносятся уполномоченными должностными лицами инспекций МНС в журналы регистрации аппаратов и систем и в АРМ «Учет КСА».

В то же время отметим, что п.7 Инструкции № 100 применяется в случае изменения наименования юридического лица либо изменения его организационно-правовой формы, перемены фамилии, собственного имени, отчества индивидуального предпринимателя. А согласно подп.9.7 п.9 Инструкции № 100 аппараты и системы подлежат снятию с регистрации в инспекции МНС в случаях прекращения деятельности ИП. Данная коллизия также нуждается в разрешении.

ИП по результатам аукциона приобрел право заключения договора аренды земельного участка. Я получил свидетельство (акт) о праве землепользования без права отчуждения. На участке начато строительство. Как провести передачу участка в УП, создаваемое по Указу № 302? Можно ли это сделать одновременно с перерегистрацией?

В соответствии с п.19 Положения № 302 юридические лица, предоставившие индивидуальному предпринимателю имущество на условиях договоров аренды (найма), заключают такие договоры с унитарным предприятием на тех же условиях и на оставшийся срок их действия.

Поэтому договор аренды земли подлежит переоформлению на УП. Однако порядок такой процедуры в законодательстве пока не установлен.

Объект строительства до момента госрегистрации рассматривается как стройматериалы, которые могут быть переданы от ИП к УП в рамках описанной выше процедуры.

Мы осуществляем полиграфическую деятельность. Лицензионными требованиями установлена обязанность иметь в штате работников, обладающих определенной квалификацией и образованием. Как эту проблему решить при регистрации УП?

Разумеется, вы должны обеспечить исполнение лицензионных требований и в УП. В данном случае — принять в штат лиц, соответствующих установленным требованиям.

ИП занимается оказанием услуг и зарегистрировал на себя знак обслуживания. Может ли он переоформить его на создаваемое УП? Как это правильно сделать?

Конечно, можно переоформить исключительное право на знак обслуживания на созданное УП. Но можно заключить между ним и физическим лицом — правообладателем лицензионный договор, по которому предприятие получит право использовать знак обслуживания, за что будет уплачивать вам определенные договором лицензионные платежи. В любом случае передача прав на знак обслуживания должна быть зарегистрирована в патентном органе в соответствии с постановлением Совмина от 22.05.2003 № 681 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности»

Должны ли мы зарегистрировать цены на услуги, оказываемые УП? Ранее те же услуги я оказывала как предприниматель. Но если проходить эту процедуру сначала, она займет много времени.

Если цены на услуги, которые будет оказывать УП, подлежат регистрации, то они должны быть зарегистрированы и УП в соответствии с Порядком регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), утв. постановлением Совмина от 18.06.1999 № 944. Никаких исключений Указ № 302 в этом случае не предусматривает.

До того, как цены будут зарегистрированы, данные услуги УП не вправе оказывать.

В Положении сказано, что ИП со дня государственной регистрации УП не вправе заключать договоры, направленные на осуществление им предпринимательской деятельности. ИП-единщик занимается розничной торговлей, подал документы на регистрацию УП. Если УП зарегистрировали 10-го числа, а ИП узнал об этом только 15-го числа, означает ли это что он с 10-го по 15-е осуществлял незаконную предпринимательскую деятельность? Или необходимо прекратить свою деятельность с момента подачи документов на регистрацию УП до момента получения документов?

Да, с 10-го по 15-е число если ИП, обязанный прекратить предпринимательскую деятельность, будет осуществлять торговые операции, они будут рассматриваться как незаконная деятельность.

Поэтому придется звонить в исполком и узнавать, зарегистрировано ли УП, чтобы как только это произойдет, прекращать деятельность или остановить работу с момента подачи документов.

В разъяснении ВХС от 2.05.2005 № 03-24/850 указано, что с правовой точки зрения природа договора займа (поступление денежных средств или других вещей в собственность заемщика) противоречит правовому режиму имущества, принадлежащего УП на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В связи с чем ВХС полагает, что для использования договора займа в правоотношениях юридических лиц с указанной организационно-правовой формой нет оснований.

Это что значит, что УП не может ни с кем заключать договоры займа?

И.Латышев. Это значит, что УП не может заключать договор займа с собственником имущества УП (то есть с его учредителем), поскольку это опять же будет договор учредителя с самим собой. В то же время никто не запрещает УП заключать договоры займа с иными лицами (в т.ч. и с родственниками учредителя).

В.Галич. Не ставя под сомнение разъяснение ВХС, позволю высказать себе иную точку зрения.

ВХС делает вывод, что исходя из существа договора займа, приведенного в п.1 ст.760 ГК, следует, что деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, передаются заемщику в собственность. Однако при этом не учитывается, что под переходом имущества в собственность в разделе IV ГК понимается также переход имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 424 ГК по договору купли-продажи продавец обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление (в собственность, если из существа обязательства и статуса стороны в обязательстве не вытекает иное) покупателю, который обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную сумму.

Замечу, что понимание правовой природы данных правоотношений ВХС в письме № 03-24/850 ставит под сомнение возможность совершения многих сделок и между республиканскими УП, собственником которых является государство.

(Окончание следует)