Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
11.09.2007 26 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Указ № 302: предприниматель меняет лицо

Проблемы передачи имущества, о которых теперь пойдет речь, касаются не только тех, кому предстоит регистрация. В значительной мере здесь затрагиваются интересы поставщиков и покупателей, кредиторов и органов, регулирующих и контролирующих вопросы собственности и предпринимательской деятельности.

Продолжаем публикацию материалов «Прямой линии», проведенной 17 августа в редакции «Экономической газеты» (начало см. «ЭГ» №№ 66, 67). Партнеры юридической группы «VERDICT.BY» Илья ЛАТЫШЕВ и Валентин ГАЛИЧ отвечают на вопросы, связанные с реализацией норм Указа Президента от 28.06.2007 № 302 «Об утверждении положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности» (далее — Положение № 302, Указ № 302).

Передача имущества: уставный фонд и другие варианты

Какими документами оформить передачу вклада в уставный фонд, если ИП-единщик имеет 60% товара, приобретенного по документам, и 40% — без документов (куплено в РФ, фиксированный НДС)?

Какими документами в дальнейшем можно отражать использование уставного фонда при реализации товара? Если ТТН, то как правильно рассчитать цену и как документально подтвердить понесенные расходы?

Передача вклада в уставный фонд производится на основании устава и документов бухучета, форма и реквизиты которых должны соответствовать законодательству.

В уставе УП может быть приведен перечень имущества, передаваемого учредителем в качестве неденежного вклада в уставный фонд. После создания предприятия предприниматель передает ему свой вклад в уставный фонд, который УП приходует по правилам бухгалтерского учета.

Обычно достоверность оценки вносимого в уставный фонд неденежного вклада подтверждается экспертным заключением специалиста-оценщика. В то же время, если УП создается в порядке, утвержденным Указом № 302, оценку этого имущества вы можете произвести сами. Логично, если цена товара будет взята из книги учета движения товаров.

«Использование» уставного фонда никак не связано в бухучете с дальнейшими операциями по реализации товара, являвшегося вкладом в уставный фонд. Независимо от того, будет ли продано имущество, внесенное в уставный фонд, или останется на балансе УП, размер уставного фонда сохранится неизменным. Цена товара, реализуемого в дальнейшем УП, формируется в соответствии с действующим законодательством о ценообразовании.

Заметим, что никаких расходов на приобретение этих товаров УП не понесло, поскольку оно их получило безвозмездно. В то же время согласно ст. 2 Закона от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (с изменениями и дополнениями, далее — Закон № 1330-XII) прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от их реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг), иных ценностей. При этом ст. 3 данного Закона определяет, что затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухучете. Порядок отражения (признания) затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) для определения облагаемой налогом прибыли устанавливается законодательством с учетом положений настоящей статьи. Затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета.

Далее в подп. 2.1 ст. 3 Закона № 1330-XII указано, что к материальным затратам относятся расходы организации на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве продукции, товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве продукции, товаров (выполнении работ, оказании услуг.

Но затраты учредителя-предпринимателя, понесенные им по приобретению этих товаров, в учете УП никак отразить нельзя. И эта проблема должна быть решена МНС до того, как УП, зарегистрированные в соответствии с Указом № 302, приступят к работе. Любопытно, что действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по отнесению на затраты амортизации основных средств и нематериальных активов, полученных безвозмездно.

ИП-единщик получал товар без документов и теперь передает его в УП. В связи с большим ассортиментом и разными ценами в акте передачи делается запись «Товар А» 200 шт. на 2000 руб.

Как потом унитарное предприятие будет учитывать этот товар, формировать цену и выделять НДС?

Предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога и осуществляющие розничную торговлю, обязаны вести учет товаров в книге учета движения товаров, форма и порядок ведения которой утверждены постановлением Минфина и МНС от 14.04.2005 № 51/49 «Об утверждении формы книги учета движения товаров и Инструкции о порядке ведения книги учета движения товаров».

Предприниматели — плательщики единого налога, ввозящие с территории Российской Федерации на территорию РБ сырье и материалы, основные средства, отдельные предметы в составе оборотных средств, ведут учет указанных товаров в книге учета сырья и материалов, в книге учета основных средств и в книге учета отдельных предметов в составе оборотных средств в соответствии с Инструкцией о порядке ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями, утв. постановлением МНС и Минфина от 20.04.2006 № 50/45.

Поэтому в передаточном акте должны быть сделаны записи на основе соответствующих книг (которые, кстати, подлежат хранению после прекращения деятельности ИП в течение 10 лет).

В свою очередь, УП должно оприходовать товары в порядке, установленном Законом от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями, далее — Закон № 3321-XII) и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. В частности — Методическими рекомендациями по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденными приказом Минторга от 9.04.2007 № 74. Если же УП будет пользоваться упрощенной системой налогообложения, то ему следует завести книги учета по формам, утвержденным постановлением МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты, Минстата от 19.04.2007 № 55/60/59/38.

В зависимости от режима налогообложения будет ясно, следует ли начислять и выставлять покупателям НДС. В любом случае, поскольку товар получен без НДС, то и принимать к вычету будет нечего.

Формирование торговой наценки осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики от 22.04.1999 № 43. В частности, согласно подп. 2.5 Положения поставка товаров, полученных в виде безвозмездной передачи, осуществляется по ценам, сложившимся на внутреннем рынке, если законодательством не предусмотрен иной порядок.

Каким договором оформляется внесение товара, оставшегося от деятельности ИП, в порядке наделения УП от физического лица-учредителя без внесения в уставной фонд? Это может делать только физическое лицо, так как ИП на момент регистрации УП прекращает деятельность? Можно ли с помощью такого договора вносить денежные средства на счет (альтернатива займу) и как правильно оформить?

Это будет передача в пределах одного собственника. Эта операция оформляется не договором, а решением собственника имущества и актом свободной формы, который при этом должен содержать всю необходимую информацию и соответствовать требованиям ст. 9 Закона № 3321-XII. На основании этих документов УП примет полученное имущество на баланс.

Если я передам помещение, которым владею на правах собственности, в пользование созданному мною УП по договору аренды, будет ли это рассматриваться как предпринимательская деятельность?

И.Латышев. Я считаю, что будет. Ведь согласно ст.1 ГК предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

На мой взгляд, в случае сдачи помещения в аренду УП будут присутствовать все элементы понятия «предпринимательская деятельность» из ст.1 ГК. И чтобы вести такую деятельность, вы должны быть зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя.

Если же вы передадите помещение УП безвозмездно (здесь есть несколько вариантов: по договору безвозмездного пользования либо по акту в хозяйственное ведение), то доход как физическое лицо вы не получаете и предпринимательской деятельности здесь не будет. При этом, если имущество будет передано в хозяйственное ведение УП, то фактически оно остается собственностью его учредителя — бывшего ИП.

В.Галич. Полагаю, что в данном случае предпринимательской деятельности нет. Это вытекает из разъяснения ВХС от 24.05.2006 № 03-29/1013 «О сдаче нежилого помещения в аренду, принадлежащего физическому лицу». В этом документе указано, что если деятельность физического лица по сдаче имущества в аренду носит разовый характер, когда в его намерениях не усматривается системы действий, такая деятельность не может обладать признаками предпринимательской. В этом случае физическое лицо, получающее доход от сдачи в аренду недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности, в соответствии с налоговым законодательством является плательщиком соответствующих налогов.

Когда сдача имущества в аренду направлена на систематическое получение прибыли, т. е. физическое лицо намеревается сдавать в аренду нежилое помещение одновременно нескольким юридическим лицам по нескольким гражданско-правовым договорам, такая деятельность содержит признаки предпринимательской. И, соответственно, осуществление физическим лицом такой деятельности, содержащей признаки предпринимательства, по мнению ВХС, требует регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.

Если вносить остаток товара ИП на сумму, например 30 000 у.е., в уставный фонд УП, как можно потом уменьшить уставный фонд, например до 10 000? Какие основания для этого нужны и как это оформляется? И что происходит с освободившимися 20 000? Их должен забрать учредитель как доход и заплатить 15% налога? Или есть какие-то другие способы?

Для уменьшения уставного фонда необходимо решение собственника. Каких-либо специальных оснований для уменьшения уставного фонда законодательство не предусматривает, за исключением случая, когда стоимость чистых активов (т. е. стоимость его активов за вычетом обязательств) становится менее размера уставного фонда. В любом случае уменьшение уставного фонда допустимо лишь до минимального размера, установленного законодательством.

Если же собственник принимает решение об уменьшении уставного фонда, то для этого потребуется внести в установленном порядке изменения в устав. После того, как это изменение будет зарегистрировано, собственник вправе получить назад часть ранее внесенного вклада в денежной или натуральной форме (не обязательно тем же имуществом, которым вносился вклад). При этом налоговых последствий не возникает, поскольку такие выплаты не подпадают под определение дивидендов в ст. 35 Общей части Налогового кодекса.

В то же время нужно понимать, что уменьшение уставного фонда означает уменьшение минимального размера имущества, которое гарантирует интересы кредиторов. Поэтому п. 5 ст. 89 и ст. 101 ГК устанавливают, что уменьшение уставного фонда ООО и ОДО допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. А в ст. 29 Закона № 100-З уточняется, что в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда хозяйственное общество в течение 30 дней с даты принятия такого решения обязано письменно уведомить кредиторов общества об уменьшении уставного фонда общества и о его новом размере либо опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. Кредиторы хозобщества вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств этого общества и возмещения им убытков. В отношении унитарных предприятий в настоящее время таких требований нет. Однако они имеются в ст. 14 проекта закона «Об унитарных предприятиях», который может быть принят уже в следующем году. Поэтому лучше позаботиться о решении этого вопроса заранее.

Что происходит, если чистые активы становятся меньше уставного фонда?

Данный факт приобретает юридическое значение не в любой момент деятельности юридического лица, а лишь по итогам финансового года. Причем по итогам первого года такое превышение уставного фонда над чистыми активами допускается.

Так, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. А если стоимость чистых активов станет менее минимального размера уставного фонда (для УП это 800 EUR), предприятие будет подлежать ликвидации в соответствии с законодательством.

ИП занимается перевозками пассажиров. Как физическое лицо он является учредителем унитарного предприятия, может ли он продать автомобили, принадлежащие ему (в техпаспорте собственник именно ИП, а не физическое лицо), УП? Директором УП он не является. УП зарегистрировано недавно и на общих основаниях.

И.Латышев. Я считаю, в такой ситуации продать автомобили нельзя, т.к. собственником всего имущества УП все равно является его учредитель. Здесь будет иметь место передача в пределах одного собственника, о которой мы уже писали выше.

В.Галич. У меня иное мнение. В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление (далее для целей настоящего раздела — в собственность, если из существа обязательства и статуса стороны в обязательстве не вытекает иное) другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Таким образом, имущество может быть передано унитарному предприятию как по решению учредителя безвозмездно, так и на основании договора купли-продажи, сторонами которого выступят учредитель в качестве продавца и УП в качестве покупателя. Хотя право собственности останется за учредителем, предприятие приобретет право хозяйственного ведения на имущество.

Но конкурс на маршруты в исполкоме требует, чтобы у авто был в техпаспорте собственник УП!?

Согласно ст.113 ГК унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество УП находится в государственной либо частной собственности физического или юридического лица. Имущество частного УП находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Поэтому УП по определению не может быть собственником автомобилей и всего иного имущества, переданного ему учредителем.

ИП, являясь учредителем УП, продать принадлежащие ему автомобили УП не может. Но нам обязательно надо переписать их на УП без внесения их в уставный фонд. Поэтому возник вариант продажи их другому ИП, который затем продаст их УП. Может ли в качестве этого покупателя выступить моя жена, также предприниматель? Но автомобили были приобретены, когда мы уже состояли в браке, а следовательно, половина принадлежит жене…

Во-первых, жене вы автомобили можете просто подарить, тем более, что согласно п. 2 ст. 2 Закона от 21.12.1991 № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (далее — Закон № 1327-XII) объектом налогообложения не признаются доходы, полученные от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, состоящих в соответствии с законодательством РБ между собой в браке, за исключением доходов, полученных ими в результате заключения между ними трудовых договоров, договоров купли-продажи и (или) иных гражданско-правовых договоров, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. А изложенный в вопросе вариант сделки, на наш взгляд, излишне усложнен.

Во-вторых, данное имущество можно передать УП — в уставный фонд или безвозмездно в пределах одного собственника. Специалисты БАМАП разъяснили, что в данном случае достаточно решения собственника автомобилей и УП о передаче автомобилей предприятию и оформления акта приема-передачи. ГАИ вписывает в технический паспорт собственником автомобиля унитарное предприятие. Для постановки автомобилей на учет в ГАИ на унитарное предприятие необходимо предоставить решение собственника и устав УП.

ИП прекратит свою деятельность с 1 января. Какими документами оформить перевод товара в собственность этого ИП как физического лица? И сможет ли это физическое лицо сдавать остатки товара на комиссию другому ИП либо юридическому лицу?

«Перевод товара в собственность» физического лица никакими документами не оформляется, т.к. перевода в данном случае как такового нет. ИП прекращает свою деятельность, и товар остается в его собственности как физического лица. Однако некоторые товары (например подакцизные — бензин, сигареты, алкоголь) вы реализовать как физическое лицо не сможете.

Сдавать оставшийся товар на комиссию (или вообще его продать) можно другому ИП или юридическому лицу в установленном порядке. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 4 Закона № 1327-XII доходы физического лица от реализации имущества являются объектом обложения подоходным налогом. При этом субъект хозяйствования, которому будет продано имущество, становится налоговым агентом и обязан удержать подоходный налог с причитающихся вам сумм в порядке, установленном ст. 20 Закона № 1327-XII.

Кроме того, если имущества достаточно много и его продажа будет носить систематический характер, то к вам могут появиться претензии у налоговых органов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации.

Если создается ОДО, можно ли безвозмездно передать ему остатки товара?

Да. Но, если это не вклад в уставный фонд, такая операция уже не считается передачей в пределах одного собственника. Для ОДО стоимость полученного имущества в этом случае является внереализационным доходом, подлежащим налогообложению. Чтобы этого не произошло, остатки товара можно передать ОДО в качестве вклада в уставный фонд.

У меня как у ИП имеется оборудование, которое я могу внести в уставный фонд УП. Но в дальнейшем может оказаться, что это оборудование устарело и его надо заменить. Смогу ли я продать это имущество?

Неденежный вклад в уставный фонд будет оприходован в учете УП как основные средства и материалы. На первые будет в установленном порядке начисляться амортизация, вторые — использоваться в деятельности предприятия для изготовления продукции (работ, услуг). В дальнейшем вы вправе распорядиться этим имуществом по своему усмотрению — продать, списать, сдать в металлолом и т. п. На факт формирования уставного фонда это уже не влияет. Однако вы обязаны обеспечить, чтобы на конец второго и каждого последующего года стоимость чистых активов УП была больше объявленного уставного фонда. В противном случае предприятие должно уменьшить уставный фонд. А если стоимость чистых активов станет менее минимального размера уставного фонда (для УП — 800 евро), предприятие будет подлежать ликвидации в соответствии с законодательством.

(Окончание следует)

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by