$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

УГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ©

02.11.2012

В понедельник в Минске завершилась работа миссии Международного валютного фонда, целью которой было проведение третьего постпрограммного мониторинга белорусской экономики. Эксперты миссии составят отчет, который будет обсуждаться советом директоров МВФ. Пока же глава миссии МВФ по Беларуси Дэвид Хофман на прощальном брифинге после дипломатичного признания успехов белорусских властей в очередной раз напомнил о расхождениях в направлениях экономической политики.

Чтобы начать переговоры о новой программе stand-by, МВФ ждет от руководства Беларуси плана глубоких структурных реформ. «Мы продолжаем дискуссии с властями о проводимой экономической политике и перспективах новой программы, — сказал г-н Хофман на брифинге. — Для переговоров по возможной новой программе по-прежнему необходимо согласие всех должностных лиц, в т.ч. и на самом высоком уровне, по пакету мер экономической политики, которая получит достаточную поддержку со стороны всех стран — членов МВФ», — пояснил он.

Д.Хофман также сообщил, что правительство Беларуси пока не определило необходимую ему сумму кредита в рамках возможной новой программы stand-by. По его словам, белорусские власти не обращались к МВФ с просьбой об отсрочке или реструктуризации обязательств по кредиту, выданному в 2009–2010 гг. Однако просьба о новом кредите, сделанная в мае 2011 г., остается еще в силе. Поскольку в 2013--2014 гг. Беларуси предстоит пережить пик выплат по внешним долгам, выплачивая ежегодно по 3 млрд. USD, еще одно вливание от МВФ было бы весьма кстати.

Неудивительно, что принимающая сторона старалась сосредоточить внимание гостей на успехах. Как заявил премьер-министр РБ Михаил Мясникович, эксперты МВФ имели возможность убедиться в том, что правительство и Нацбанк последовательно обеспечивают стабилизацию экономики, их действия полностью отвечают рекомендациям предыдущей миссии фонда. При этом на бездефицитный бюджет страна вышла, золотовалютные резервы растут, полностью обслуживается внешний долг и плановые бюджетные назначения. При любых подходах к оценке внешнеторгового сальдо вроде бы понятно, что отечественная продукция успешно экспортируется. И даже инфляция, хоть и великовата, но удерживается в рамках прогноза. По мнению правительства РБ, все это дает право рассчитывать на новую программу с фондом, чтобы рефинансировать внешний долг. Однако не все в проектах итоговых документов миссии, составленных по итогам 11-дневной работы, устраивает белорусские власти. На встрече с Д.Хофманом премьер-министр Беларуси сказал, что считает не все выводы миссии МВФ объективными из-за «недостаточной информации».

ОДНАКО похоже, что данных у миссии с избытком, просто выводы у нее не те. По мнению Д.Хофмана, «ужесточение экономической политики, начатое властями Беларуси в конце 2011 г., позволило обеспечить сокращение инфляции и стабилизацию на валютном рынке в I полугодии текущего года. Тем не менее последовавшее за такими первоначально успешными результатами быстрое снижение ставки рефинансирования и высокие темпы роста заработной платы в реальном выражении в настоящее время вновь ведут к появлению признаков давления на цены и обменный курс».

Приветствуя намерение белорусских властей сделать бюджет в 2012–2013 гг. бездефицитным, эксперты МВФ предлагают руководству страны проводить более решительную экономическую политику. В частности, фонд советует сдерживать кредитование в рамках госпрограмм, не допустить роста зарплат темпами, опережающими темпы роста объема производимой продукции, поскольку такой рост не может быть устойчивым и приведет к дополнительному давлению на цены и обменный курс, продолжать реализацию политики гибкого курсообразования и стремиться к наращиванию золотовалютных резервов в качестве защиты от внешних шоков.

Кроме того, Д.Хофман напомнил о необходимости проведения глубоких структурных реформ, включая либерализацию цен, укрепление права частной собственности, разработку стратегии реструктуризации и приватизации госпредприятий и введение адресных социальных пособий и пособий по безработице для защиты наиболее уязвимых слоев населения. Представитель МВФ считает, что безотлагательность таких реформ быстро нарастает в связи с недавним вступлением России в ВТО и миграцией квалифицированной рабочей силы за рубеж.

ГЛАВА миссии посоветовал властям РБ продолжить политику гибкого курсообразования, поскольку текущее управляемое плавание немножко не вписывается в термин «плавная девальвация», а также одобрил повышение Нацбанком требований по резервам и анонсирование повышения ставки рефинансирования. МВФ рекомендует Нацбанку повысить ее до уровня, который обеспечит сохранение положительного значения ставок держателям вкладов в белорусских рублях. О том же недавно говорила глава Нацбанка Надежда Ермакова. Но ужесточение денежно-кредитной политики имеет и обратную сторону: недоступность заемных средств будет сдерживать рост промышленности, а высокие ставки по депозитам, сегодня оттягивающие средства населения с рынка, создают «пузырь» лишних денег, способный взорваться в будущем. Таким образом, белорусская экономика втянулась в своеобразную монетарную ловушку, где деньги — одновременно и приманка, и пружина. Сегодня в республике наблюдается странный вариант кейнсианской модели. Рост зарплат и помощь из бюджета поддерживают спрос, загрузку мощностей и отсутствие безработицы. Это, в свою очередь, должно толкать вперед ВВП и доходы населения, порождая новый виток роста. Чтобы запустить такой «перпетуум мобиле», нужны деньги, которые приходится одалживать либо печатать.

Однако потом наступает время, когда долги приходится возвращать, а лишнюю ликвидность изымать из оборота. Этот момент мы не уловили вовремя, заплатив за такое упущение девальвацией и гиперинфляцией в 2011 г., но не замедлили перейти ко второму этапу, пытаясь одновременно остаться на первом уровне «игры». Но даже в рыночной экономике кейнсианская модель долго не работает, ибо в ней игнорируется роль конкурентного отбора самых эффективных предприятий и инвестиций. К тому же обязательным условием здесь является совершенная конкуренция, которой в реальной жизни не бывает, а в столь монополизированной экономике, как белорусская, — и подавно. Неудивительно, что внутренние цены у нас растут гораздо быстрее, чем объемы производства.

Вместо отбора наиболее эффективных мы связываем их с отстающими в надежде, что синергический эффект такого объединения укрепит экономику и заменит рыночные реформы. Но если отбор ведется административно-командными методами, то пробуксовка неизбежна — невзирая на нагоняи свыше, персональную ответственность чиновников за показатели и т.п. В придачу в теории Кейнса есть нюанс, обычно не принимаемый во внимание: нужно вовремя останавливать рост, чтобы уменьшить объем неэффективных вложений и, соответственно, глубину последующего спада. Но кто же станет соблюдать такие рекомендации? В любой стране власти не слишком любят идти на непопулярные меры, особенно если прогнозные показатели заданы на пятилетку вперед...

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях