$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Уголовное законодательство ждут перемены

17.07.2009

Амнистией наполняемость наших тюрем не убавишь. Нужны существенные изменения в уголовном законодательстве. Об этом заявил на пресс-конференции председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Виктор ГУМИНСКИЙ, представляя принятый депутатами проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уголовной ответственности и оперативно-розыскной деятельности».

Перед парламентариями стояла задача подготовить законопроект, который позволит расширить сферу применения института освобождения от уголовной ответственности, создать более приемлемые в социальном и экономическом отношении условия и эффективные механизмы применения альтернативных лишению свободы видов наказаний и иных мер уголовной ответственности.

Палата представителей смогла принять этот законопроект в первом и втором чтении, не откладывая его рассмотрение на полгода, чтобы изменить ситуацию, которая складывается в исправительных учреждениях Беларуси, подчеркнул В.Гуминский. По его словам, на 1.06.2009 г. в местах лишения свободы содержалось 36,6 тыс. человек. При этом 77% осужденных совершили небольшие и средней тяжести экономические и другие преступления, которые не представляют большой общественной опасности. Но введение альтернативного наказания, не связанного с лишением свободы, по словам В.Гуминского, не означает объявления «эры неоправданного милосердия», отказа от применения таких мер наказания, как лишение свободы и пожизненное заключение для преступников, представляющих серьезную опасность для общества.

Многие депутаты выражали сомнения о целесообразности введения послаблений. Но председатель комиссии пояснил, что «верхние границы наказаний практически не изменились, изменения коснулись только низших. Вводятся новые виды наказаний. А при лишении свободы нужен индивидуальный подход».

В частности, законопроектом предлагается расширить возможности освобождения от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 86, 88, 89 и 118 УК, распространив их действие на лиц, впервые совершивших менее тяжкое преступление. Это позволит кроме восстановления нарушенных прав и интересов потерпевших снизить финансовые затраты на производство по делу и сократить число заключенных.

Проектом закона устанавливается возможность осуждения с oтcрочкой исполнения наказания лиц, впервые совершивших тяжкое преступление, не сопряженное с посягательством на жизнь или здоровье человека, при полном возмещении причиненного вреда и возврате неосновательного обогащения.

Для инвалидов I и II группы предусматривается осуждение за тяжкое преступление с условным неприменением наказания. Есть проблемы с содержанием тяжелобольных в исправительных учреждениях, отметил В.Гуминский.

Для несовершеннолетних рассматривается возможность замены штрафа на принудительные меры воспитательного характера и общественные работы при отсутствии признаков уклонения от этого наказания. Согласно поправкам окончательное наказание в виде лишения свободы по совокупности приговоров несовершеннолетнему не может быть назначено на срок более 17 лет, тогда как сейчас — до 20 лет.

Наряду с процентным удержанием из заработка осужденного к исправительным работам (от 10 до 25% ежемесячно) законопроектом установлен минимальный размер такого удержания, который при любых обстоятельствах не может быть менее 1 базовой величины. Это должно стимулировать осужденного к активной деятельности, поскольку при малых зарплатах наказание превращается в фикцию.

Многие нормы законопроекта ориентированы на совершенствование санкций статей УК, предусматривающих ответственность за ряд преступлений, в целях более рационального и эффективного применения судами принципа индивидуализации при назначении наказания.

Закрепление в санкциях ряда статей Особенной части УК наказания в виде общественных работ (ч. 1 ст. 205 «Кража», ч. 1 ст. 206 «Грабеж», ч. 1 ст. 209 «Мошенничество», ч. 1 ст. 218 УК «Умышленное уничтожение или повреждение имущества»), ограничения свободы (ч. 1 ст. 172, ч. 2 ст. 214, ч. 2 ст. 223, ч. 1 ст. 246, ч. 1 ст. 258, ч. 3 ст. 339, ч. 2 ст. 443, ч. 2 ст. 455 УК), а также снижение нижних пределов санкций в виде лишения свободы (ч. 2 и ч. 3 ст. 208 «Вымогательство», ч. 2 и ч. 3 ст. 214 «Угон транспортного или маломерного водного судна», ч. 2 и ч. 3 ст. 430 «Получение взятки» УК) обеспечат более взвешенный и дифференцированный подход в практике назначения наказания за эти преступления.

В частности, за получение взятки предлагается снизить нижние пределы наказания и ввести ограничение свободы в санкцию ч. 1 ст. 430 УК. Действующая редакция данной статьи не учитывает размера взятки. И на практике это приводит к назначению судом наказания, не соразмерного степени общественной опасности совершенного преступления. «По второй части этой статьи сейчас нижний предел — 6 лет лишения свободы независимо от того, сколько взял человек — 10 долларов или тысячу, — пояснил В.Гуминский. — В новой редакции нижний предел снижается до 3 лет. Поменяется и нижний предел в части третьей статьи. Вместо минимальных 8 лет лишения свободы будут давать 5 лет.

Из статей 430 и 431 УК исключен квалифицирующий признак в виде получения и дачи взятки соответственно за заведомо незаконное действие (бездействие). Это обусловлено тем, что получение или дача взятки за любые действия либо решения по своей сути являются незаконными.

Поскольку наказание в виде исправительных работ и ограничения свободы, назначаемых лицам, уклоняющимся от возмещения расходов на содержание детей, является недостаточно эффективным, вводятся такие виды наказаний, как общественные работы, арест и лишение свободы.

В новой редакции ст. 396 УК расширен круг лиц, в отношении которых может быть инсценировано получение взятки, незаконного вознаграждения или коммерческого подкупа — к должностным лицам добавились и работники.

Усовершенствованы некоторые положения главы 35 УК, касающиеся ограничения уголовной ответственности должностных лиц, которые своими умышленными деяниями (действиями или бездействием) посредством использования предоставленных им служебных полномочий причиняют имущественный либо иной существенный вред.

В соответствии с частями первыми статей 424, 425 и 455 УК преступный характер деяний должностных лиц определяется умышленным действием (бездействием) вопреки интересам службы независимо от мотива. Предлагаемые изменения в названные статьи устанавливают ограничение в преступном характере деяния — корыстную или иную личную заинтересованность.

Объединены диспозиции частей 1 и 2 ст. 428 УК с одновременным усилением ответственности должностных лиц за служебную халатность.

Ряд положений проекта закона направлен на оптимизацию функции поддержания гособвинения.

В настоящее время все прокурорские работники участвуют в судебных процессах. Это отрицательно сказывается на результативности и качестве работы по другим направлениям надзора. По сравнению с 2000 г. нагрузка, связанная с поддержанием гособвинения, увеличилась втрое. Если в 2000 г. с участием прокуроров и вынесением приговоров было рассмотрено 21 290 уголовных дел, то в 2008 г. — уже 62 367. При этом штатная численность гособвинителей втрое меньше количества судей. В результате качество поддержания гособвинения не всегда отвечает предъявляемым требованиям.

Для разрешения данной ситуации законопроектом предусмотрено проведение без участия гособвинителя судебного рассмотрения уголовных дел, расследованных в порядке ускоренного производства. То есть в тех случаях, когда факт преступления очевиден и обвиняемый не отрицает своей причастности к его совершению. Такой подход в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления, позиции обвиняемого и потерпевшего позволит снизить процессуальные затраты на осуществление судебного процесса, не нарушая при этом принципа состязательности правосудия, а также прав и законных интересов сторон.

Также конкретизируются вопросы о сроках содержания под стражей лиц, задержанных в иных государствах и подлежащих выдаче Республике Беларусь.

Татьяна АБРАМОВИЧ