Удочка для бедных
Социально ориентированный бизнесДоклад «Преимущества для всех: стратегии ведения бизнеса с привлечением бедного населения», представленный 1 июля Программой развития ООН (ПРООН), предлагает компаниям стратегии и инструменты для расширения традиционной практики ведения бизнеса и привлечения бедного населения в качестве партнера в обеспечении роста и достижении благосостояния.
В докладе даны 50 конкретных примеров того, как компании частного сектора могут присоединиться к борьбе с бедностью. Эти примеры демонстрируют успешное сочетание рентабельности и социально значимого эффекта в работе местных и международных компаний, малых и средних компаний, а также транснациональных корпораций. У бедного населения есть потенциал в сфере потребления, производства, инноваций и предпринимательской деятельности, который практически не реализуется. Чем активнее бедное население будет интегрироваться и вовлекаться в бизнес-модели, тем более успешно развивающиеся бизнес-предприятия будут также способствовать достижению целей развития.
Однако одному частному сектору эти задачи не под силу. В докладе говорится о том, что могут сделать компании, правительства, сообщества, неправительственные организации, доноры и международные организации для общего блага, объединив свои усилия.
В докладе выделяется пять стратегий в этом направлении:
1) адаптация товаров и услуг;
2) инвестиции в инфраструктуру и обучение для устранения имеющихся ограничений;
3) использование сильных сторон бедного населения как резерва рабочей силы и менеджерских кадров, а также источника информации о местном рынке;
4) сотрудничество с единомышленниками среди бизнес-структур, неправительственных организаций и госучреждений;
5) диалог с правительством по вопросам разработки политики.
Например, китайская компания предлагает компьютеры и обучение для фермеров по доступной цене с использованием недорогой операционной системы и программного обеспечения, которое могут легко освоить покупатели с низким уровнем образования, за счет этого расширив рынок своей продукции.
Неправительственная организация в России, занимающаяся микрофинансированием, преобразовалась в банк, обеспечивающий доступ к коммерческому капиталу и охватывающий большее количество клиентов. В 2006 г. банк содействовал созданию непосредственно 4250 и косвенно — около 20 000 рабочих мест. В 2007 г. кредитное портфолио банка оценивалось в 60 млн. USD с чистой прибылью от кредитов более чем в 2 млн.
В докладе также представлены новые инструменты для заинтересованных компаний. Предлагаемая стратегическая схема поможет в поиске возможных решений общих проблем. Еще один инструмент — карты развития рынков — предоставляет визуальный обзор рынка товаров или услуг и позволяет предварительно оценить потенциальные новые рынки.
Инициатива в области роста инклюзивных рынков Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) является платформой для обеспечения участия в инклюзивных (расширяющихся) бизнес-моделях всех заинтересованных сторон с целью взаимовыгодного сочетания задач получения прибыли и развития человеческого потенциала. Инициатива занимается сбором информации, поиском успешных примеров, разработкой практических операционных стратегий и обеспечением возможности диалога.