Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
04.06.2010 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Удел избранных

Круглый стол, организованный на прошлой неделе Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского в ходе «Ярмарки инновационных идей», зафиксировал многочисленные проблемы на пути новых, высокотехнологичных проектов. До сих пор, несмотря н...

Круглый стол, организованный на прошлой неделе Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского в ходе «Ярмарки инновационных идей», зафиксировал многочисленные проблемы на пути новых, высокотехнологичных проектов. До сих пор, несмотря на заявленный руководством страны переход на инновационный путь развития, движение в этом направлении не приобрело массового характера.

За морем житье не худо

О роли инноваций в мировом масштабе участникам круглого стола напомнил заместитель генерального директора Национального центра интеллектуальной собственности (НЦИС) Юрий Бобченок.

Экономическая мощь США, Японии, Германии, Англии на 60% и более основана на малом инновационном бизнесе. Данные Национального научного фонда США свидетельствуют о том, что на каждый доллар затрат в сфере НИОКР малые предприятия дают в 24 раза больше инновационной отдачи, чем крупные корпорации, и в 4 раза больше, чем средние по размерам фирмы.

На Западе малые предприятия генерируют значительную массу новых идей, работая как в области фундаментальных, так и прикладных исследований. Этому способствует мощная патентная система, обеспечивающая эффективную охрану интеллектуальной собственности. Исключительное право патентообладателя на использование изобретения формирует своего рода монополию на рынке для той или иной технологии, позволяет извлечь из нее максимальную прибыль, что, в свою очередь, является действенным экономическим стимулом для развития инноваций.

По мнению Ю.Бобченка, в Беларуси также создана достаточно совершенная законодательная база для охраны интеллектуальной собственности. Страна присоединилась к основным мировым конвенциям в этой сфере, разработала национальную систему нормативных правовых актов. Это повысило интерес граждан и юридических лиц к регистрации патентов. В 2009 г. по сравнению с 2008-м количество поданных отечественными субъектами в НЦИС заявок на охрану изобретений выросло на 11,3%, полезных моделей — на 15,7%, промышленных образцов — на 7,3%. А количество зарегистрированных патентов на изобретения по состоянию на 31.12.2009 достигло 13 038.

Но их практическое применение весьма ограничено, а доходы авторов — слишком скромны, что делает статистику инноваций далеко не такой радужной, парировали другие участники круглого стола. Почему так происходит?

Споткнулись о стандарты и кадровый голод

В отличие от Запада, наш малый и средний бизнес далеко не столь активен в создании и продвижении новых технологий. А опыт тех, кто отважился пойти по этому пути, зачастую печален.

Например, полтора года ушло только на то, чтобы доказать чиновникам необходимость скорректировать техническое законодательство, не позволявшее реализовать идею применения отработанных нефтяных масел, посетовал директор ЧУП «Интер Блейз» Виталий Шаблов. Благие намерения, декларируемые в госпрограммах по энергоэффективности, буквально разбиваются о технические нормативные документы. Установка по сжиганию отработанных масел этого предприятия, соответствуя самым жестким нормам ЕС, не вписалась в нормы белорусского стандарта.

«Мы сталкиваемся с колоссальной некомпетентностью людей, которые разрабатывают либо контролируют эти нормы», — отметил В.Шаблов. Чрезмерная зарегламентированность техпроцессов сделала невозможным использование 100–120 тыс. т отработанных масел, скопившихся на предприятиях промышленности, транспорта, нефтехимии. Только личное вмешательство премьер-министра сдвинуло проблему с мертвой точки. ТНПА начали пересматривать.

Сложно инновационно активному бизнесу решать кадровый вопрос. Гомельское предприятие ООО «Хорда-Гидравлика», сумевшее разработать и применить ряд передовых технологий для увеличения долговечности деталей трения, по словам директора Евгения Борисова, к этой работе старается привлекать молодых талантливых людей. В частности, ежегодно для старшекурсников кафедры гидравлики Гомельского государственного технического университета им. П.Сухого организуется оплачиваемая преддипломная практика. Но добиться от вуза распределения к себе молодых специалистов не удается. Почему-то в нашей стране частные предприятия, являющиеся такими же налогоплательщиками, как и государственные, также создающие рабочие места, не имеют равного доступа к трудовым ресурсам.

Зри в корень

Интеллектуальный потенциал республики, где доля населения с высшим образованием порядка 23% (в ЕС — 35%), пока не стал решающим фактором для инновационного развития экономики. Наукоемкость белорусского ВВП (около 0,7%) заметно меньше, чем в объединенной Европе (2–2,5%), а доля инновационно активных предприятий — в несколько раз.

По мнению гендиректора научно-технологического парка БНТУ «Политехник» Юрия Алексеева, коммерциализации инновационных проектов мешают ориентация на валовые показатели и высокая степень монополизации ключевых отраслей. Так, крупные госпредприятия практически невосприимчивы к широкому использованию инноваций. Монополизм, господдержка, система госзаказов не мотивируют побеждать в конкурентной борьбе. Не избавились от психологии иждивенчества и ОАО с долей государства в уставном капитале. У них модернизация в лучшем случае сводится к освоению на производстве аналогов зарубежной продукции с улучшенными эксплуатационно-техническими характеристиками. О разработке и внедрении технологий и продукции с мировой новизной речь не идет.

Зато наиболее восприимчивым ко всему передовому малым предприятиям сложно получить статус инновационно активных, что позволило бы им воспользоваться определенными льготами и преференциями. В итоге доля отечественных НИОКР, оперативно нашедших применение в реальном секторе, предельно низка. Большинство из них морально устаревают, не дождавшись своего часа.

Всего около 300 инновационных предприятий на всю страну — это национальный позор, особенно если учесть, какие огромные средства государство тратит на образование и науку, убеждена советник Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Татьяна Быкова. Опробованный в мире механизм поддержки наукоемких проектов у нас не срабатывает. Чтобы понять причину этого, следует рассматривать инновации как один из видов предпринимательской деятельности, считает она. Определенная нестабильность условий хозяйствования в стране толкает бизнес в сферы с быстрой оборачиваемостью ресурсов, прежде всего в торговлю. Инновационные же проекты, как правило, связанные с производством, достаточно рискованны и часто имеют длительный период окупаемости. В таких условиях даже увеличение бюджетного финансирования вряд ли вызовет рост инновационной активности.

Запаздываем мы и с венчурным финансированием, а создаваемая для него нормативная база при отсутствии развитого фондового рынка грозит сработать вхолостую. Не станет венчурный капиталист вкладывать средства в проект, который он не сможет продать.

Не перейдя на принятую в цивилизованном мире экономическую модель, пожалуй, не следует спешить примерять успешный опыт других стран.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений