Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Удар током

Все субъекты хозяйствования страны должны иметь обоснованные и в установленном порядке утвержденные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов...
Все субъекты хозяйствования страны должны иметь обоснованные и в установленном порядке утвержденные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов. Их отсутствие чревато серьезными финансовыми санкциями.

Как известно, в соответствии с постановлением правительства от 16.10.1998г. N 1582 субъекты хозяйствования обязаны периодически -- один раз в три года, а также всякий раз при изменении технологии, структуры и организации производства разрабатывать на свои основные и вспомогательные нужды нормы расхода котельно-печного топлива, электрической и тепловой энергии независимо от объемов их потребления и источников энергообеспечения. Утверждаются они соответствующими (по принадлежности) республиканскими органами госуправления, подчиненными правительству объединениями, местными исполнительными и распорядительными органам и. В свою очередь Комитет по энергоэффективности при Совмине разрабатывает и утверждает Положение о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве республики -- последнее датировано 2002-11-19г. Отраслевые положения (инструкции) имеют министерства и ведомства.

-- Сегодня, -- отмечает наш собеседник, директор межотраслевого научно-внедренческого центра энергосбережения "Энерготехно" Виктор Букато, -- очень многие руководители не сознают опасности последствий, которые могут возникнуть в случае отсутствия подобных норм. Во-первых, это связано с тем, что действие последней редакции указанного Положения распространяется на все субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, включая -- хочу это особо подчеркнуть -- арендаторов производственных и офисных помещений. Раньше этот массив документов был не задействован. Нет нормы -- жди штрафа, сумма которого на сегодняшний день составляет 5% от стоимости фактически потребленных ТЭР.

Во-вторых, и это гораздо серьезнее, теперь о своем праве на применение подобных санкций в соответствии с утвержденным еще в августе 1997г. Госкомэнергосбережения, Минэкономики, Минфином и Государственным налоговым комитетом Порядком начисления и перечисления сумм штрафов (платежей) и применения экономических санкций за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов "вспомнили" налоговые органы. Чего греха таить -- нарушения в области нормирования энергопотребления были и раньше, однако Комэнергоэффективности, который "по принадлежности" обязан был следить за этим делом, никогда не имел и в настоящее время не имеет для исполнения фискальных функций соответствующего аппарата, каким владеет нынешнее Министерство по налогам и сборам. Да ему эта работа, скажем прямо, и не очень свойственна. МНС же взялось за дело серьезно, и я считаю, что так и должно быть, хотя, конечно, жаль, что некоторые руководители, "не заметившие" или не обратившие внимания на указанные обстоятельства, уже поплатились за такую "забывчивость", а если называть вещи своими именами -- за пренебрежение к надлежащему исполнению прямых должностных обязанностей. Речь, заметьте, идет о многомиллионных штрафах, которые к тому же взыскиваются из прибыли предприятия. То есть получается, что "ненормированные" потребленные ТЭР обходятся предприятию гораздо дороже: сначала плата в обычном режиме, а потом и штраф.

-- А если это обычный перерасход лимита?

-- Тоже нежелательное явление, но ему может быть обоснованное оправдание: изменилась технология, произошли какие-то природные катаклизмы, возникли другие непредвиденные обстоятельства... В любом случае каждый раз при этом на соответствующем уровне собирается комиссия и разбирается, что произошло. Если это попустительство или разгильдяйство -- тогда штраф налагается на стоимость перерасходованных ТЭР.

-- Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработка норм энергопотребления является одним из основных постулатов грамотного, эффективного менеджмента субъекта хозяйствования?

-- Я бы сюда добавил и регулярное проведение энергоаудита, что также надо рассматривать в качестве одного из важнейших направлений эффективного использования ТЭР, особенно в связи с теми трудностями, которые сегодня Беларусь испытывает с их поставками и оплатой.

-- Нет ли каких-то трудностей с организацией подобного нормирования?

-- Пользуясь вышеназванным Положением, нормы может разработать и затем утвердить и само предприятие. Если где-то этим не занимаются, отсутствует соответствующий персонал и тому подобное, можно обратиться в специализированную организацию, которая выполнит эту работу по государственным расценкам, утвержденным Комэнергоэффективности.

Обращаю внимание на еще одно обстоятельство: нормы разрабатываются на три года, но утверждаются ежегодно и должны подаваться на утверждение за месяц до начала квартала. То есть если говорить о сегодняшнем дне, то их можно разрабатывать только на второе полугодие или на III квартал.

P.S. Если предприятие не утвердило в установленном порядке нормы расхода топливно-энергетических ресурсов, то все затраты на них должны включаться в облагаемую базу для налога на прибыль. Несоблюдение этого требоания означает занижение данной базы, что влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 базовых величин.