$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

УДАР ПОШЛИНОЙ

06.05.2011

Повышение российским правительством экспортной пошлины на бензин из РФ с 1 мая на 44%, до 408,3 USD/т, т.е. до 90% от майской ставки пошлины на нефть, может стать серьезным ударом по экономике Беларуси. Не исключено, что следом подорожает бензин и на белорусских АЗС — в третий раз с начала года.

Как известно, в соответствии с действующими межправительственными соглашениями Беларусь должна получить 21,68 млн. т российской нефти беспошлинно и перечислять в бюджет РФ экспортную пошлину с выработанных из этой нефти нефтепродуктов, вывозимых за пределы Таможенного союза, по ставкам, устанавливаемым в Москве. Еще в конце прошлого года было известно, что россияне намерены постепенно повышать ставки пошлин. Однако скорость этого роста превзошла ожидания. Предполагалось, что пошлина на светлые нефтепродукты с 1 мая вырастет c 283,9 USD/т до 304 USD. Однако случилось непредвиденное — в РФ начался бурный рост цен на бензин, в ряде регионов возник дефицит топлива, сопровождавшийся ажиотажным спросом, местами в 30 раз превышавшим предложение. Минэнерго РФ считает, что бензиновый кризис связан со слишком высокой рентабельностью экспорта нефтепродуктов, который вырос на 67%, а также с удержанием топлива крупными компаниями. Чтобы восстановить положение, премьер-министр РФ Владимир Путин распорядился повысить экспортные пошлины на бензин, снизив НДПИ или ряд акцизов. Одновременно экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 мая увеличилась с 423,7 до 453,7 USD/т, на нефть Восточной Сибири и Северного Каспия — со 191 до 211,7 USD/т, а на темные нефтепродукты — с 197,9 до 211,8 USD. Более того, Минэнерго РФ и российские нефтяные компании договорились о прекращении экспорта бензина в мае 2011 г. для обеспечения потребностей внутреннего рынка. Все эти меры являются временными — на 2–3 месяца, до момента, когда ситуация с бензином в стране не стабилизируется.

Но пока Россия решает свои «заправочные» проблемы, автоматически повышаются суммы, которые должна перечислить в бюджет РФ наша страна. Интересы белорусского партнера по Таможенному союзу в Кремле явно проигнорировали. Как пишет «КоммерсантЪ», в аппарате вице-премьера Игоря Сечина полагают, что белорусские НПЗ могли бы переориентировать поставки на Россию. Поистине дружеский совет — в Европе как раз ожидается сезонное повышение спроса на бензин в среднем на 20%. Так, в Германии 28 апреля цены достигли в среднем 1,604 EUR за литр 95-го бензина (Super), побив рекорд июля 2008 г. (1,595 EUR за л). На бензиновом рынке в Роттердаме тонна 95-го 28 апреля продавалась за 1148–1177 USD. Из-за сокращения запасов бензина в США американцы активно покупают его на европейском рынке. Растет потребление бензина и в Китае. Самое время зарабатывать валюту — если бы не новые ставки пошлин.

Особая ситуация с Украиной. Местные НПЗ с конца прошлого года требуют введения протекционистских мер, чтобы защититься от конкурентов из России, Беларуси и Казахстана, на долю которых в январе–апреле 2011 г. приходилось 80% всего импорта топлива в страну. Поскольку решение о введении пошлины в 130 EUR на импорт бензинов и 80 EUR на дизтопливо так и не было принято, в конце марта украинские НПЗ пообещали правительству нарастить объемы переработки в обмен на создание благоприятных условий для своей модернизации. По словам исполнительного директора украинского дивизиона ТНК-ВР компании ТН-ВР Коммерс Феликса Лунева, «если правительство не использует инструменты для выравнивания конкурентной среды сейчас (импортные пошлины, квотирование, лицензирование), оно может опоздать». Учитывая, что крупнейшими акционерами украинских НПЗ являются российские компании, они в любом случае выигрывают от остановки экспорта автотоплива из РФ и снижения рентабельности у белорусских конкурентов. Между тем Минэнерго Украины 29 апреля повысило максимальную розничную цену на бензин Аи-95 с 9,95 гривен за л до 10, а на дизтопливо — с 9,45 до 9,6 гривен. По данным Минэкономики, средняя розничная цена на бензин с начала года выросла на 20%, а на дизтопливо — почти на 23%. В то же время чтобы сдержать дальнейший рост цен украинское правительство с 20 апреля по 31 июля 2011 г. снизило акцизы на бензин (с 182 до 132 EUR/т) и дизтопливо (с 42–90 до 22–60 EUR/т в зависимости от вида). Это должно удешевить розничные цены на горючее на 0,5 гривны за л.

Скачок цен в основном объясняется подорожанием черного золота — цена нефтяной корзины ОПЕК достигла 28 апреля отметки 120,9 USD/барр. — самый высокий показатель с 1.08.2008 г. По итогам торгов накануне официальная цена нефти Brent составила 125,02 USD/барр., а фьючерс на нефть марок Light, Sweet Crude Oil — 112,86 USD/барр.

Впрочем, не все объясняется международной обстановкой. Например, почти двукратное падение мировых цен на нефть в 2009 г. не привело к снижению цен на белорусских автозаправках. Зато когда нефтяные котировки вернулись к докризисным значениям, у государственных регуляторов один за другим появляются поводы для повышения розничных цен на горючее — под предлогом несанкционированного вывоза и необходимости компенсации потерь НПЗ.

В связи с принятыми в России решениями переориентировать поставки белорусам будет не так просто. Во-первых, все нефтепродукты должны реализовываться через электронную площадку концерна «Белнефтехим» (Белорусский нефтяной дом) и Белорусскую нефтяную компанию. Вся их деятельность ориентирована в основном на Запад. Решение о бензиновом броске «на Восток» должно быть принято на высшем уровне. Но и тогда вряд ли белорусских конкурентов радушно примут местные топливные компании. Ведь именно их картельному сговору Россия обязана нынешней ситуацией с бензином.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Постановлением Совмина от 29.04.2011 № 557 установлены новые ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, вывозимые из Беларуси за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Ставка вывозной таможенной пошлины за тонну сырой нефти повышена на 30 USD, до 453,7 USD, нефти с содержанием серы — на 20,7 USD, до 211,7.

Пошлина на светлые нефтепродукты (легкие дистилляты, средние дистилляты, газойли) увеличена с 283,9 до 304 USD за т, на темные нефтепродукты (жидкое топливо, масла, отработанные нефтепродукты) — с 197,9 до 211,8 USD.

Пошлина на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы увеличилась с 91 до 130,2 USD/т, на нефтяной вазелин, минеральные воски и аналогичные продукты — с 197,9 до 211,8 USD.