$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

УДАР АВТОПРОБЕГОМ

18.03.2011

На белорусском автомобильном рынке в структуре продаж лидируют импортные автомобили с пробегом, поскольку в стране нет изготовителя, способного предложить новую, качественную легковую машину. И в этом году население продолжит покупать больше подержанных автомобилей, чем новых. С одной стороны, отечественный покупатель привык к хорошим европейским брендам, избалован ими и сохранит им верность. C другой — рассчитывать на машины известных мировых компаний российской сборки пока не приходится — их нашим соседям пока самим не хватает. Такое мнение высказал директор салона автомобилей с пробегом «4 колеса» Евгений ЛАХМАНОВ в ходе пресс-конференции.

Сегодня в Беларуси автомобили часто приобретают граждане соседних стран, доверяющие нашему рынку, благодаря обретенным им чертам цивилизованности. Это подтверждают возросшие требования к процессу приобретения автомобилей с пробегом. «Сегодня покупателю важны наличие подлинной диагностической карты на автомобиль, возможность проверки машины на СТО, юридическая чистота и сопровождение сделки, договоренность между продавцом и банками по кредитованию, консультации и особые программы по дальнейшему сопровождению купленного автомобиля. Конкуренция заставляет автосалоны отвечать этим требованиям. Именно благодаря нам покупатели тщательнее выбирают предмет покупки. Первичная диагностика, которую мы проводим, позволяет отбраковывать машины, не соответствующие стандартам», — рассказал Е.Лахманов.

По его мнению, продажи подержанных автомобилей в этом году еще возрастут, как только люди привыкнут к новым таможенным пошлинам. Развитие инфраструктуры и имиджа автосалонов сформирует у населения привычку делать в них покупки.

Наблюдения работников фирмы «4 колеса», позволяют нарисовать портрет среднего клиента. В подавляющем большинстве случаев (77%) это — мужчины от 25 до 45 лет, предпочитающие немецкие и французские автомобили. Почти половина покупок в салоне оплачивается наличными (47%), в кредит — 43%. Безналичный расчет используют всего 10% покупателей. При этом средняя цена приобретаемого автомобиля составляет от 8 до 15 тыс. USD.

Как рассказал заместитель председателя правления БТА-банк Александр Титов, всего два года назад источником покупки примерно 80% новых автомобилей был кредит. В отличие от своих коллег, БТА-банк сохранил автокредитование и в годы кризиса. Более того, диверсифицируя бизнес, банк рискнул работать со сделками с подержанными автомобилями. Сегодня границы ставок по кредитам в рублях вернулись к докризисному уровню — 14–18% при покупке автомобилей с пробегом, и 12–13% — для новых. По словам А.Титова, на рынке автокредитования добавились новые возможности: специальные акции, в рамках которых можно заключить кредитный договор по сниженным ставкам — от 5% годовых. В частности, на таких условиях у банка действует спецпрограмма с дилером Ford. Условия специальных акций формируются в зависимости от договоренности с дилером и страховой компанией, от того, на какие уступки готов пойти сам банк. Это определяет конечную цену финансирования сделки. Все автокредиты выдаются под залог, за исключением случаев, когда клиент готов оплатить 20% суммы покупки. Тогда можно оформить потребительский кредит по приемлемым ставкам даже без обязательного страхования. Во второй половине года можно ожидать снижения ставок по автокредитам.

Сегодня к этому пока нет предпосылок. В ожидании повышения пошлин спрос на автомобили стал ажиотажным: кто-то пытается успеть обновить «тачку», кто-то покупает впрок, чтобы перепродать после 1 июля.

По оценкам заместителя директора сети центров замены масел «TEXX» Александра Шаркевича, в собственности белорусов находится около 2 млн. автомобилей, при этом среднестатистический автовладелец каждые 3–5 лет меняет своего железного «коня». Пересаживаясь на почти новые модели, их владельцы практически сразу понимают, что «гаражный сервис» больше невозможен, т.к. требуется специальное оборудование, рассказал А.Шаркевич. Поэтому возросла конкуренция между станциями техобслуживания. Лучшие из них стремятся заинтересовать клиента такими преимуществами, как программы лояльности, пакеты услуг и т.п.

Официальных данных о доли продаж автомобилей в салонах у операторов рынка пока нет. В целом же, по данным статистики, в 2010 г. импорт легковых автомобилей в нашу страну вырос на 23,5% по сравнению с 2009 г., до 201,8 тыс., или 1,335 млрд. USD. При этом доля ввезенных подержанных автомобилей составила 92,5%, а новых — 7,5%. Однако число новых легковых автомобилей составило всего 9 177, что на 40,3% меньше, чем годом ранее.