Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Проблемы и решения
08.10.2002 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Учитесь, и вам зачтется

Нет ничего удивительного в том, что бухгалтерам отнюдь не безынтересна грядущая оценка их профессионального уровня. Статья на эту тему, опубликованная в "НЭГ" N 52 за 2002г., вызвала бурю эмоций на сайте газеты...
Нет ничего удивительного в том, что бухгалтерам отнюдь не безынтересна грядущая оценка их профессионального уровня. Статья на эту тему, опубликованная в "НЭГ" N 52 за 2002г., вызвала бурю эмоций на сайте газеты. С разгромным счетом победили скептики и пессимисты. Поэтому мы решили еще раз вернуться к данной теме и попросить создателей и вдохновителей Программы подготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров представить свое детище более подробно, а заодно ответить на терзающие читателей вопросы, развеять их сомнения, прокомментировать домыслы (если таковые имели место). Итак, наши сегодняшние собеседники -- начальник управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Владимир ВАНКЕВИЧ и председать Белорусской ассоциации бухгалтеров (БелАБ), доцент Белорусского государственного экономического университета (БГЭУ) Анатолий СУШКЕВИЧ.

А. С.: Работая напрямую с предприятиями, мы выяснили, что несмотря на избыток специалистов с высшим образованием, имеющих квалификацию "экономист по бухгалтерскому учету", найти бухгалтера, который бы возглавил бухгалтерию средней или крупной фирмы, знал бы все вопросы бухучета, налогообложения, ценообразования и т.д., -- очень трудно. Поэтому БелАБ решила восполнить этот недостающий сегмент рынка: подготовить, как мы их называем, бухгалтеров экстракласса из числа бухгалтеров-практиков, у которых стаж работы составляет не менее 3 лет.

Программа подготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров построена таким образом, чтобы охватить наиболее трудные моменты в их работе. В ее разработке участвовали ведущие бухгалтеры республики. Она обсуждалась на методсовете Минфина.

Документ предусматривает двухуровневую подготовку кадров. Я всем предлагаю начинать с 15-дневных курсов, а потом переходить к посещению семинаров. Аттестат профессионального бухгалтера выдается тем, кто прослушал курсы и сдал экзамен. Статистика такова: обучение прошли около 60 человек, экзамен сдали -- 16.

Корр.: Поговорим об обсуждаемых на сайте минусах. И первый вопрос такой: "А судьи кто?" Кто читает лекции и принимает экзамены? Участники форума советуют вначале аттестовать чиновников, специалистов БелАБ и преподавателей БГЭУ.

А.С.: Мы заключили договоры с ведущими учебными центрами, экономическими заведениями страны. Пока их круг не очень широк. Действительно, сейчас подготовкой занимается в основном БГЭУ, но будут работать почти все областные учебные центры. Ищем и другие заведения, располагающие соответствующей материальной базой, кадровым потенциалом.

Лекции читают лишь высококвалифицированные специалисты, не ниже аудитора, приглашаем начальников управлений бухучета министерств и ведомств.

Лично я готов пройти переэкзаменовку перед кем угодно и когда угодно. Только хотелось бы обратить внимание, что принять экзамен не менее трудно, чем сдать его. У преподавателя должны быть знания и соответствующий опыт. На экзамене мы задаем не общие вопросы. Поэтому те, кто привык читать лишь учебники, -- срезаются.

Вместе с тем к нам пришли несколько бухгалтеров, побеседовав с которыми мы посчитали, что они в виде исключения экзамен могут сдать экстерном. Такое решение будет принято на ближайшем заседании правления БелАБ.

В.В.: Экзамен принимает комиссия из 3--4 человек. В ее состав входят не только преподаватели, специалисты нашего управления, но и бухгалтеры-практики. Состав комиссии постоянно меняется. Так, последнюю возглавляла финансовый директор МАЗа, кандидат экономических наук Нисана Эскина. На экзамене внимание уделяется не только и не столько теоретическим, сколько практическим вопросам организации бухучета.

Корр.: Законом "О бухгалтерском учете и отчетности" никакая аттестация бухгалтеров не предусмотрена. Станет ли она обязательной нормой в будущем?

В.В.: Сегодня аттестовать бухгалтеров готовы все, даже Министерство по налогам и сборам. Вот кого не мешало бы вначале аттестовать на знание бухучета. Мы против того, чтобы аттестацию проводила какая бы то ни было государственная структура. Это должна делать независимая общественная организация.

Аттестат профессионального бухгалтера никто не обязан получать. Это дело сугубо добровольное. Но мы планируем совместно с Министерством образования принять нормативный правовой акт, предусматривающий аттестацию главных бухгалтеров, например АО.

А.С.: Я считаю, что обязательная аттестация ничего не даст. В зависимости от размеров предприятия -- малое, среднее, крупное -- необходим специалист разного уровня квалификации. Об этом забыли, но главные бухгалтеры госпредприятий и сейчас подлежат аттестации раз в 5 лет. Аттестация заставляет людей работать над собой, самосовершенствоваться.

Что касается нашего диплома, то мы ввели его для того, чтобы выделить 1--2 тысячи и не более человек -- специалистов высшей категории и предложить им работу на крупных предприятиях.

Корр.: А не окажется ли это мероприятие все-таки добровольно-принудительным? Участники форума опасаются, что Минфин и МНС неугодным будут чинить препятствия -- "сообщат в БелАБ: "Этому аттестат не давать", -- а заодно и фирму прикроют". Насколько соответствуют действительности подобные опасения?

В.В.: Никогда наше министерство не выступало в подобной роли. Не будет это делать и сейчас. Если человек знает, пожалуйста, пусть получает аттестат.

А.С.: БелАБ -- это общественная, а не государственная организация. В республике существуют два образовательных документа: аттестат о среднем и диплом о высшем (среднем) специальном образовании. Наш аттестат -- это внутренний документ. Он поможет выявить специалистов, которые действительно знают бухучет.

Корр.: На сайте было высказано мнение, что аттестат профессионального бухгалтера должна выдавать государственная комиссия, а плата поступать в бюджет. Так аттестуют аудиторов, нотариусов, антикризисных управляющих. Какие здесь могут быть исключения?

В.В.: Профессия "бухгалтер" -- не лицензируемый вид деятельности. В других странах их аттестацию проводят также в основном общественные организации.

А.С.: БелАБ работает в соответствии с полномочиями, делегированными правительством страны общественным объединениям. Так, согласно постановлению от 24.03.1995г. N 153 (в редакции постановления от 2001-10-15г. N 1493) Совмин считает целесообразным участие таких организаций "в методологической и консультационной работе по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, переподготовки и обучения бухгалтерских кадров, их профессиональной аттестации".

Мы не занимаемся коммерческой деятельностью, как полагают некоторые. Участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов по учету, контролю, анализу и аудиту хозяйственной деятельности, их аттестации -- это наша уставная деятельность.

Корр.: Какие гарантии предоставляются счастливым обладателям подобных "корочек"? Есть ли данные о том, как устраиваются профессиональные бухгалтеры?

А.С.: БелАБ вначале готовит специалистов, потом их аттестует и, наконец, оказывает содействие в трудоустройстве. У нас есть база вакансий. Спрос превышает предложение, так как мы рекомендуем только тех бухгалтеров, в чьих профессиональных качествах уверены. Имеются и трудоустроенные. Знаем и такой пример: после получения нашего аттестата зарплату бухгалтеру увеличили на 75 USD. Но не все руководители так лояльны. Основная масса хочет получить бухгалтера экстракласса на тех же условиях. Так не бывает! Ассоциации приходится и этим заниматься: убеждать руководителей платить соответствующую зарплату.

Корр.: Были нарекания на работу общественных объединений: "проводят только семинары и деньги зарабатывают. А для улучшения учета они не пошевелились". Что вы можете сказать по этому поводу?

А.С.: Вначале мне бы хотелось спросить, а какую материальную помощь эти люди оказали ассоциации, чтобы она смогла привлечь специалистов, которые бы думали о них? Да, сегодня мы все деньги зарабатываем сами, в том числе организуя семинары. Добровольным пожертвованиям будем только рады.

Сейчас БелАБ является головной организацией по разработке альбома унифицированных форм первичной учетной документации. Мы принимали участие в подготовке Закона о бухучете, Плана счетов.

Не забываем и о тех, кто сядет в кресло бухгалтера завтра. 5 сентября правление БелАБ приняло решение провести на базе БГЭУ олимпиаду среди студентов высших учебных заведений страны на лучшие знания в области бухучета. Победителю будет выплачиваться именная стипендия ассоциации, которая в 2 раза превысит государственную. Кроме того, мы постановили ввести 3 социальные стипендии для студентов (учащихся) республики, оставшихся сиротами и чьи родители были бухгалтерами.

Каждый год ассоциация проводит 3--4 научно-практические конференции. Очередная международная, посвященная проблемам бухучета, анализа и аудита, состоится 16--17 октября. Планируем развернуть и издательскую деятельность.

Корр.: Подобные претензии и к Минфину: "Бухучет запутан до невозможности". Участники форума предлагают полностью переделать Основные положения по составу затрат, инструкцию по учету НДС, положение по учету курсовых разниц, План счетов и др.

В.В.: Мы проводили опрос всех министерств и ведомств по проблемам в бухучете и отчетности. Чаще других назывались курсовые разницы и товарообменные операции. А больше всего вопросов у бухгалтеров по исчислению налогов.

Положение по учету курсовых разниц проходит последние согласования. Мы предлагаем остатки со сч.31 (после перекрестного закрытия счетов 31 и 83) списать на сч.80 в течение 2003г. Возможно, предварительно направим еще и источники, учтенные на сч.88, если они там будут, в частности средства от переоценки основных средств, как это сделали Армения и Грузия.

Мы также готовим положение по учету сырья и материалов, в следующем году планируем принять стандарты по учету тары и товаров.

Корр.: На форуме газеты приводился общеизвестный факт, что в России любой спорный момент законодательства трактуется в пользу налогоплательщика. В связи с этим было высказано пожелание внедрять зарубежный опыт комплексно, а не по частям.

В.В.: Мы самым внимательным образом изучаем зарубежный опыт по вопросам бухучета и знаем, что в той же России бухгалтерский и налоговый учет ведутся раздельно. Наше управление также постоянно ставит вопрос, чтобы все связанные с производством затраты относились на себестоимость, а для исчисления налогов применялся метод исключения или нормирования. Сегодня реальная платежеспособность отечественных предприятий скрыта. Когда мы смотрим на сч.80, то все нормально, но после того как закрываем сч.81 -- бешеные убытки. Однако не все здесь зависит от Минфина.

А радетелям комплексного внедрения зарубежных подходов приведу в пример Казахстан. На базе МСФО они разработали 25 стандартов, к слову, не осуществив переподготовку кадров. Когда их применили иностранные предприятия, то доходы бюджета резко упали. Поэтому через полгода министерство по бухучету расформировали, а консультанта объявили персоной нон грата в Казахстане.

Зарубежный опыт нужно внедрять осторожно, учитывая экономику страны, ее национальные особенности. У нас в республике подготовлена программа по переходу на МСФО до 2008г.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений