Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Учет спецодежды и спецобуви

В соответствии со ст.226 Трудового кодекса на работах с вредными, опасными условиями труда, а также связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам средства и...
В соответствии со ст.226 Трудового кодекса на работах с вредными, опасными условиями труда, а также связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам средства индивидуальной защиты (СИЗ). Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты утверждены постановлением Минтруда от 28.05.99 г. N 67 и введены в действие с 1.09.99 г. (далее -- Правила N 67).

Для каждой отрасли разработаны свои нормы выдачи СИЗ. Так, предприятиям торговли и общественного питания следует руководствоваться типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи таких средств, утв. приказом Минторга от 29.01.98 г. N 12 по согласованию с Минтруда. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах утверждены постановлением Минтруда и соцзащиты от 2002-03-29 г. N 57 (вступили в силу с 1.08.2002 г.).

Согласно п.п. 1.10--1.11 Правил N 67 предприниматель за счет собственных средств может предусматривать в коллективном, трудовых договорах выдачу работникам СИЗ сверх установленных норм. При заключении трудового договора он обязан информировать наемных работников о полагающихся им средствах.

Спецодежда, включая форменную, спецобувь учитываются в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Они могут поступать к индивидуальному предпринимателю из следующих источников:

от сторонних организаций по договору купли-продажи;

от предприятий бытового обслуживания на основании заказа на пошив;

из своего производства.

Каждая партия СИЗ должна приниматься от поставщиков с проверкой качества и соответствия стандартам, техническим условиям, другим нормативным документам по охране труда. Средства, не отвечающие их требованиям, подлежат возврату с предъявлением в установленном порядке соответствующих претензий. СИЗ приходуются на основании товарных и товарно-транспортных накладных. При приемке следует руководствоваться Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утв. постановлением Кабинета Министров от 26.04.96 г. N 285.

В соответствии с п.19 гл.3 Инструкции о порядке ведения учета предпринимательской деятельности физическими лицами, осуществляющими эту деятельность без образования юридического лица, на территории Республики Беларусь Минфина и ГГНИ (далее -- Инструкция) от 10.11.95 г. N 46/18 МБП отражаются в учете по первоначальной стоимости исходя из фактических затрат на их приобретение, сооружение или изготовление. Фактическими затратами на приобретение могут быть:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением СИЗ;

таможенные пошлины и сборы;

затраты по доставке СИЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением СИЗ.

В случае приобретения СИЗ у продавца первоначальная стоимость их складывается из договорной цены, таможенных пошлин и сборов и расходов по доставке (при их наличии).

Если индивидуальный предприниматель является плательщиком НДС, то входной налог, указанный в накладной, учитывается обособленно. В последующем он подлежит вычету из суммы НДС, исчисленной по реализации товара.

Если предприниматель не платит НДС, то налог, уплаченный при приобретении товара или таможенном оформлении, относится на увеличение его стоимости при постановке объекта на учет (п.53 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утв. постановлением ГНК от 2001-06-29 г. N 94, в ред. постановления МНС от 2002-06-17 г. N 63).

Суммы налога, уплаченные при приобретении в РФ товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в России, также подлежат отнесению на увеличение стоимости указанных товаров (абз.4 п.35 Инструкции N 94). При этом не имеет значения, является ли индивидуальный предприниматель плательщиком НДС.

Если спецодежда шьется в ателье, то предпринимателю указывается готовая стоимость ее в акте выполненных работ.

Пример 1. Предприниматель заказал пошив двух халатов из материала ателье. В акте выполненных работ значится: стоимость работ -- 36000 руб., в т.ч. НДС -- 6000 руб.; стоимость материала -- 9000 руб., в т.ч. НДС -- 1500 руб.; стоимость фурнитуры -- 6000 руб., в т.ч. НДС -- 1000 руб. Расходы по доставке отсутствуют.

У предпринимателя -- плательщика НДС первоначальная стоимость халатов составит: 36000--6000+9000--1500+6000--1000 = 42500 руб. НДС в сумме 8500 руб. (6000+1500+1000) подлежит вычету в полном объеме.

Если предприниматель не является плательщиком НДС, то первоначальная стоимость халатов будет равна 51000 руб.(36000+9000+6000).

Если предприниматель производит спецодежду сам, то ее первоначальная стоимость будет состоять из стоимости ткани и материалов и затрат на ее изготовление, а также всех вышеперечисленных расходов, связанных с приобретением.

Некоторые СИЗ нуждаются в доработке. Данные затраты подлежат включению в первоначальную стоимость спецодежды в том случае, если они связаны с улучшением ее технических характеристик. Скажем, такие затраты, как пропитка одежды водоотталкивающим составом, могут быть включены в первоначальную стоимость одежды, а затраты по нанесению логотипа предпринимателя -- нет.

Пример 2. Предприниматель, занимающийся розничной торговлей, приобрел 100 п.м хлопчатобумажной ткани стоимостью 120000, в т.ч. НДС -- 20000 руб., на изготовление халатов для своих работников. Халаты в количестве 50 штук были сшиты в ателье. Стоимость работ по пошиву составила 30000 руб., в т.ч. НДС -- 5000 руб.; транспортные расходы по доставке ткани от места приобретения до ателье и от ателье до склада предпринимателя -- 24000 руб., в т.ч. НДС -- 4000 руб. На халаты был нанесен логотип с названием организации, за что дополнительно оплачено 4800 руб., в т.ч. НДС -- 800 руб.

Первоначальная стоимость халатов в данной ситуации будет складываться из стоимости ткани, пошива и транспортных расходов. Если предприниматель является плательщиком НДС, то указанные расходы подлежат включению в первоначальную стоимость за вычетом налога на добавленную стоимость: 120000--20000+30000--5000+24000--4000 = 145 000 руб. Стоимость работ по нанесению логотипа в первоначальную стоимость халатов не включается. Если предприниматель не является плательщиком НДС, то стоимость халатов составит 120000+30000+24000 = 174000 руб.

Поступившие спецодежда и другие средства индивидуальной защиты подлежат регистрации в книге учета МБП в хронологическом порядке по каждому предмету в отдельности.

Следует иметь в виду, что работникам, профессии и должности которых предусмотрены в типовых нормах выдачи СИЗ работникам общих профессий и должностей, утв. постановлением Минтруда от 17.04.98 г. N 39 (с изменениями от 13.10.99 г. N 131), СИЗ выдаются в соответствии с указанными нормами, если отраслевые отсутствуют. Выдача специальной одежды сверх установленных норм и форменной одежды признается безвозмездной, следовательно, является доходом наемного работника и облагается налогами как заработная плата в натуральной форме. У предпринимателя такую выдачу следует производить за счет дохода, остающегося в распоряжении.

Предоставляемые работникам СИЗ должны соответствовать характеру и условиям их работы и обеспечивать безопасность труда. В целях контроля за сохранностью ценностей на принятую от поставщиков специальную одежду (на нагрудный карман, рукав и др.) может наноситься несмываемой краской (прикрепляться) фирменный знак с кратким наименованием индивидуального предпринимателя или его эмблема. Средства индивидуальной защиты являются собственностью предпринимателя.

Спецодежда и спецобувь подлежат обязательному возврату в следующих случаях:

при увольнении работника до окончания сроков носки;

при переводе у одного и того же предпринимателя на другую работу, для которой выданные средства индивидуальной защиты не предусмотрены нормами.

Сроки носки СИЗ установлены календарные и исчисляются со дня фактической выдачи работникам, а для спецодежды и спецобуви от пониженных температур в указанные сроки включается и время их хранения в теплое время года. Сроки могут быть продлены, если работник занят на условиях неполного рабочего времени (дня или недели): пропорционально разнице между рабочим временем нормальной продолжительности и фактически отработанным.

Пример 3. Продавец хлебобулочных изделий работает 4 часа в день при шестидневной рабочей неделе. Срок носки по норме при восьмичасовом рабочем дне при шестидневной рабочей неделе установлен 4 месяца. В данном примере фактический срок носки составит 8 ч: 4 ч х 4 мес. = 8 мес. Он заносится в карточку учета средств индивидуальной защиты.

Сроки носки СИЗ, выдаваемых в качестве дежурных, в каждом конкретном случае в зависимости от характера и условий труда устанавливаются нанимателем по согласованию с работником. При этом они должны быть не менее сроков носки средств, выдаваемых в индивидуальное пользование.

Работникам, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в т. ч. в комплексных бригадах, помимо предоставляемых им средств индивидуальной защиты по основной профессии должны быть в зависимости от выполняемых работ дополнительно выданы и другие виды СИЗ, предусмотренные нормами для совмещаемой профессии.

Предприниматель вправе выдать два комплекта специальной одежды на удвоенный срок носки для улучшения организации ухода за ними. Решение оформляется приказом.

Учет спецодежды и обуви, предоставляемых наемным работникам в индивидуальное пользование, должен вестись в личной карточке учета спецодежды и спецобуви. В карточке указываются наименование выданных предметов, количество, срок службы и дата выдачи. Факт получения подтверждается подписью работника. Карточка открывается на каждого работника в одном экземпляре и хранится у бухгалтера или у самого предпринимателя. Данные этих карточек служат средством контроля за сохранностью ценностей и, как правило, используются для начисления износа. Форма карточки имеется в приложении к Правилам N 67.

Спецодежда кратковременного пользования (рукавицы, перчатки и т.д.) выдается по спискам; спецодежда общего пользования -- на бригаду и признается дежурной.

Дежурная спецодежда, спецобувь должны находиться в отдельно отведенном месте и предоставляться работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предусмотрены. Они также могут быть закреплены за определенными рабочими местами и передаваться от одной смены другой (например, перчатки для приема хлеба и хлебобулочных изделий и т.д.). В таких случаях спецодежда, спецобувь и предохранительные приспособления выдаются под ответственность мастеров (бригадиров). Закрепление дежурной спецодежды за бригадой или отдельными отделами оформляется приказом предпринимателя. Дежурная спецодежда, спецобувь и предохранительные приспособления записываются на отдельные карточки с пометкой "Дежурная".

В процессе эксплуатации спецодежда и спецобувь изнашиваются. Согласно п.21 Инструкции износ по спецодежде и спецобуви начисляется исходя из сроков их службы. Сумма износа за месяц определяется путем деления стоимости одной единицы спецодежды на нормативный срок службы (количество месяцев).

Пример 4. Халат белый х/б: 2900 руб.: 4 мес. = 725 руб.

Шапочка белая х/б: 900 руб.: 6 мес. = 150 руб.

Для равномерного начисления износа суммы необходимо рассчитывать по материально ответственным лицам (работникам) по каждому виду выданной спецодежды, спецобуви.

Рассчитанный износ, по нашему мнению, может обобщаться в сводной ведомости (форма -- произвольная), Если спецодежда износилась преждевременно, то ее стоимость с работника не взыскивается, поскольку СИЗ являются собственностью субъекта хозяйствования и подлежат возврату. Предприниматель обязан заменить или отремонтировать специальную одежду, пришедшую в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работника.

Пример 5. Индивидуальный предприниматель сдал в ателье по ремонту одежды халат х/б. Стоимость услуг составила 1200 руб., в т.ч. НДС -- 200 руб. Согласно абз.2 п.7.4 Положения о составе расходов, связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой предпринимателями, и порядке их исключения из выручки (утв. приказом ГНК, Минэкономики, Минфина, Минстата, Министерства предпринимательства и инвестиций, Минкультуры от 26.07.99 г. N 177/70/197/170/100/264, с изменениями и дополнениями) затраты на содержание спецодежды и спецобуви включаются в состав расходов индивидуального предпринимателя. Поэтому у предпринимателя -- плательщика НДС в расходы будет включено 1000 руб. (1200--200). Если он НДС платит, то в расходы включается 1200 руб.

Вместе с тем п.2.24 Правил N 67 определено, что СИЗ, возвращенные работниками и пригодные для использования, ремонтируются и применяются по назначению, а непригодные для использования -- списываются и направляются для ремонта средств индивидуальной защиты, находящихся в эксплуатации, а также для производственных нужд или сдаются на переработку как вторичное сырье. Если отдельные виды СИЗ не могут быть приняты для использования в качестве вторичного сырья, то они уничтожаются в установленном порядке.

СИЗ, бывшие в употреблении, выдаются другим работникам только после стирки, химчистки, дезинфекции и ремонта. Срок их носки устанавливается в зависимости от степени изношенности и заносится в личную карточку.

Работникам запрещается по окончании работы выносить средства индивидуальной защиты за пределы территории субъекта хозяйствования. В отдельных случаях там, где по условиям работы установленный порядок хранения СИЗ не может быть обеспечен, они могут оставаться в нерабочее время у работников. Это должно быть оговорено в правилах внутреннего трудового распорядка, в коллективном, трудовых договорах (контрактах).

Наниматель компенсирует работникам расходы на приобретение и содержание средств индивидуальной защиты, если они вынуждены приобретать и осуществлять уход за ними за свой счет. Компенсация осуществляется только в случае документального подтверждения работником произведенных затрат.

Выбытие СИЗ из эксплуатации на практике может происходить по различным причинам.

1. В связи с истечением нормативного срока службы и непригодностью к дальнейшей эксплуатации. Информация заносится в карточку учета средств индивидуальной защиты. Основанием для списания служит приказ предпринимателя.

2. Работник увольняется, а СИЗ с неистекшим нормативным сроком службы на склад не возвращает. Следовательно, он должен возместить предпринимателю их стоимость на основании приказа путем внесения денежных средств на расчетный счет, в кассу предпринимателя или сумма удерживается из зарплаты.

Согласно п. 6 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утв. постановлением ГНК от 2001-06-29 г. N 94, оборотами по реализации для целей налогообложения признаются также недостача, хищение и порча, продажа и прочее выбытие активов, включая недостачу основных средств, нематериальных активов и объектов незавершенного капитального строительства. Датой реализации по возмещению недостач и хищений товаров является дата составления сличительной ведомости или иного документа, подтверждающего их недостачу (п.13.2 Инструкции). Таким образом, предприниматель -- плательщик НДС по недостающим СИЗ обязан исчислить налог от остаточной стоимости.

3. Работник увольняется и сдает на склад СИЗ с неистекшим нормативным сроком службы. Возврат отмечается в карточке учета средств индивидуальной защиты. Спецодежда после стирки, дезинфекции и ремонта может быть выдана другому работнику.

4. Спецодежда и спецобувь выбывают из эксплуатации до истечения нормативного срока службы и непригодны к дальнейшей эксплуатации. Причинами могут быть вина конкретного материально ответственного лица либо чрезвычайные обстоятельства (кража, пожар и т.п.).

Расходы в виде убытков от списания имущества в связи с его уничтожением, утратой, хищением или по другим обстоятельствам в составе расходов индивидуального предпринимателя не учитываются, а осуществляются за счет его собственных средств (п.10.4 Положения о составе расходов... от 26.07.99 г. N 177/70/197/170/100/264).

5. Продажа СИЗ на сторону. В случае их реализации по ценам, превышающим остаточную стоимость, разница между выручкой и остаточной стоимостью включается в доход индивидуального предпринимателя.

Денежные средства, полученные от реализации спецодежды и спецобуви, включаются в состав выручки и отражаются в графе 4 Книги учета доходов. Остаточная стоимость спецодежды и спецобуви включается в расходы, связанные с извлечением доходов, и показывается в графе 6 Книги учета доходов.

Пример 6. Предприниматель является плательщиком НДС.

Первоначальная стоимость халата х/б -- 2900 руб. Начисленный износ по состоянию на 1.03.2002 г. -- 725 руб.; остаточная стоимость на 1.03.2002 г. -- 2175 руб. (2900-725). Работник уволился и сдал халат. Предприниматель решил продать его за 2850 руб. НДС, начисленный по реализации халата, -- 475 руб. (2850х20:120). Доход предпринимателя -- 200 руб.(2850-475-2175).

Предприниматель не является плательщиком НДС.

Первоначальная стоимость халата х/б -- 3480 руб. Начисленный износ по состоянию на 1.03.2002 г. -- 870 руб. (3480:4 мес.). Остаточная стоимость на 1.11.2002 г. -- 2610 руб. (3480-870). Работник уволился и сдал халат. Предприниматель продал его халат за 2850 руб. Доход предпринимателя -- 240 руб. (2850-2610).

Если спецодежда и спецобувь реализуются на сторону по цене ниже остаточной, то доход предпринимателя для целей налогообложения отсутствует. Однако предпринимателям -- плательщикам НДС следует учитывать, что при реализации МБП (спецодежды, спецобувь) по ценам ниже остаточной стоимости налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости предметов (п.8.4 Инструкции N 94).

Пример 7. Первоначальная стоимость халата х/б -- 2900 руб. Остаточная стоимость на 1.11.2002 г. -- 2175 руб. Предприниматель продает халат за 2000 руб. НДС, начисленный по реализации халата, -- 363 руб. (2175х20:120).

Вопросы материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю в связи с утратой или порчей по небрежности средств индивидуальной защиты или в иных случаях (хищение, умышленная порча указанных изделий) регулируются трудовым договором, где оговаривается вид и полнота ответственности. По виду ответственность может быть коллективная (бригадная) или индивидуальная.

Коллективная (бригадная) материальная ответственность наступает на основании ст.406 ТК. Ее рекомендуется применять по дежурным средствам индивидуальной защиты. Письменный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности заключается между нанимателем и всеми членами коллектива (бригады). Примерная форма его утверждена постановлением Минтруда от 2000-04-14 г. N 54.

Полную материальную ответственность работники несут в соответствии со ст.404 ТК. Согласно ст.405 ТК письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими 18 лет, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей. Примерная форма данного договора приведена в постановлении Совмина от 2000-05-26 г. N 764.