Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
16.09.2016 23 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Учет автомобильного топлива и порядок повышения норм расхода

Рассмотрим некоторые особенности списания топлива при эксплуатации транспортных средств, связанные с режимом работы (поездки по городу, за городом, в условиях полного бездорожья и т.д.) и погодных условий.

Горюче-смазочные материалы (ГСМ) для целей бух­учета относятся к запасам (п. 3 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133, далее – Инструкция № 133). Особенности их учета изложены в п.п. 78–83 Ин­струкции № 133.

Оприходование ГСМ производится на основании товарно-транспортной накладной и других первичных учетных документов. Количество выданных ГСМ записывается в ведомость учета выдачи горюче-смазочных материалов, в которой за полученные ГСМ расписывается водитель, а в путевом листе расписывается материально ответственное лицо, их отпустившее.

Учет ГСМ в местах хранения ведется материально ответственными лицами в карточках (книгах) складского учета раздельно по каждому наименованию и марке ГСМ.

На основании документов, по которым в организации производились прием и отпуск горюче-смазочных материалов, товарно-транспортных накладных, требований, ведомостей учета выдачи горюче-смазочных материалов, материально ответственное лицо составляет отчет о движении горюче-смазочных материалов.

Этот отчет вместе с документами по приходу и расходу в сроки, установленные руководителем организации, представляется в бухгалтерию организации и служит основанием для отражения в учете движения ГСМ.

Бухгалтерский учет ГСМ организациями ведется на счете 10 «Материалы» по видам ГСМ, местам хранения и материально ответственным лицам. При этом могут быть открыты субсчета: «Топливо на складах» и «Топливо в баках транспортных средств».

На счете 10 «Материалы» субсчет «Топливо на складах» учитывается наличие и движение всех видов ГСМ, полученных для эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов и других целей и находящихся на нефтескладах, в пунктах заправки (стационарных и передвижных), на производственных участках, в отделениях, бригадах и т.п.

Основанием для записей по дебету субсчета «Топливо на складах» являются товарно-транспортная на­кладная и другие первичные учетные документы, по которым поступившие ГСМ приходуются материально ответственными лицами.

Основанием для записей по кредиту этого субсчета являются ведомость учета выдачи горюче-смазочных материалов, требование, лимитно-заборная карта, товарно-транспортная накладная.

Стоимость отпущенных ГСМ с нефтескладов (пунк­тов заправки) на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг отражается записями:

Д-т сч.сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные за­траты», 26 «Общехозяйственные затраты», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию» и др. – К-т сч. 10 «Материалы», субсчет «Топливо на складах».

На субсчете «Топливо в баках транспортных средств» учитываются ГСМ, полученные на заправку автомобиля водителями.

На основании ведомостей учета выдачи горюче-смазочных материалов, сверенных с данными путевых листов, и документов о заправке транспортных средств, машин и механизмов на заправочных пунктах стоимость ГСМ отражается записью:

Д-т сч. 10, субсчет «Топливо в баках транспортных средств» – К-т сч. 10, субсчет «Топливо на складах».

Бухгалтерский учет ГСМ на субсчете «Топливо в баках транспортных средств» ведется по организации в целом или с подразделением по автоколоннам, бригадам и т.п.

Данные о наличии остатка ГСМ в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца, учтенные на субсчете «Топливо в баках транспортных средств», ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков.

Стоимость ГСМ, фактически израсходованных на эксплуатацию транспортных средств, машин и механизмов, списывается записью в зависимости от направления их использования:

Д-т сч.сч. 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. – К-т сч. 10, субсчет «Топливо в баках транспортных средств».

Основанием для списания ГСМ на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе ГСМ или карточки учета расхода топлива за отчетный период. Указанные ведомости или карточки принимаются к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях или карточках работником организации, ведущим оперативный учет ГСМ, делается соответствующая отметка (п. 83 Инструкции № 133).

Основанием для списания ГСМ на работу оборудования, машин и механизмов, которая не оформляется путевым листом, может являться отчет о расходе горюче-смазочных материалов на производство.

В то же время по общему правилу использование автомобиля при выполнении перевозки пассажиров или грузов оформляется путевыми листами установленной законодательством формы (ст.ст. 35 и 40 Закона от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транс­порте и автомобильных перевозках»). Путевой лист предназначен для накопления и систематизации информации о показателях работы автомобиля и водителей, для осуществления расчетов за перевозки и формирования статистической отчетности (п. 3 Ин­струкции о порядке оформления транспортных документов, утв. постановлением Минфина от 26.11.2010 № 138). При этом нормы  Закона № 278-З не распространяются на грузоперевозки для собственных нужд. Поэтому организация не обязана применять установленные формы путевых листов для внутриреспубликанских перевозок, если перевозки не являются для нее основным видом деятельности и автомобилем управляет ее работник.

Поэтому организация вправе самостоятельно разработать и утвердить формы накопительной ведомости и карточки учета расхода топлива, на основании которых будет производиться списание ГСМ. При этом данные ведомости и карточки должны отвечать требованиям, предъявляемым к первичным учетным документам в ст.ст. 9 и 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

Нормы расхода

Основным нормативным документом, регулирующим порядок применения норм расхода топлива, является Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утв. постановлением Минтранса от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141).

Отдельные нормы Инструкции № 141 разъясняются письмом Минтранса от 7.03.2014 № 09-02-05/2032 «О комментариях к Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования» (далее – Письмо), которое носит рекомендательный характер.

Для разных марок и моделей автомобильного транспорта Минтрансом разработаны и периодически пересматриваются нормы расхода топлива. В настоящее время такие нормы определены следующими документами:

– постановлением Минтранса от 6.01.2012 № 3 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь»;

– приказом Минтранса от 10.09.2012 № 467-Ц «Об утверждении норм расхода топлива на механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование»;

– постановлением Минтранса от 7.05.2012 № 27 «Об установлении рекомендуемых норм расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование».

Нормы расхода топлива устанавливаются не только для того, чтобы пользователь автомобиля мог оценить понесенные затраты на топливо, но также для правильного бухгалтерского и налогового учета количества израсходованного топлива в организациях.

Для целей бухгалтерского учета на счетах затрат учитывается фактический расход топлива. Для целей исчисления налога на прибыль согласно п. 1 ст. 130 НК на затраты организации, учитываемые при налогообложении, относится только стоимость топлива, израсходованного в процессе эксплуатации автомобиля для производственных нужд и только в пределах установленных норм. Стоимость топлива, израсходованного сверх установленной нормы, не учитывается при исчислении налога на прибыль (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК).

Когда нормы повышаются

Повышение норм расхода топлива может устанавливаться (п. 10 Инструкции № 141):

– за работу автомобиля в городах с численностью населения:

от 100 до 300 тыс. человек – не более 5%;

от 300 тысяч до 1 млн. человек – не более 10%;

от 1 до 3 млн. человек – не более 15%;

свыше 3 млн. человек – не более 25%;

– для автомобилей на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации – не более 10%. Данное повышение не применяется для машин, механизмов и оборудования, пред­назначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочных машин, снегоходов и т.п.);

– для автомобиля, оборудованного кондиционером, установкой «климат-контроль» или дополнительным автономным подогревателем двигателя, работающим в автоматическом режиме, – не более 7%. Согласно комментариям, приведенным в письме, «повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации: механических транспортных средств, оборудованных кондиционером, установкой «климат-­конт­роль» или дополнительным автономным подогревателем двигателя, работающим в автоматическом режиме, может устанавливаться круглогодично»;

– для автомобиля в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице на срок не более 1 месяца в году (суммарно по дням в течение года), установленный руководителем организации на основании данных Гидрометеоцентра РБ (при эксплуатации автомобиля за пределами Республики Беларусь – по данным Гидрометеоцентра РБ или метеослужбы соответствующей страны), – не более 35%;

– автомобиля, оснащенного автоматической коробкой передач (АКПП), – не более 6% (от линейной нормы, взятой по модели автомобиля, имеющего аналогичный тип кузова, объем и мощность двигателя, оснащенного механической коробкой передач). Если линейная норма расхода топлива установлена с учетом АКПП, то данное повышение не применяется;

– нового или прошедшего капремонт автомобиля на первую тысячу километров пробега – не более 10% и др.

Пример. На автомобиль Alfa Romeo 146 1,4i 66 установлена линейная норма расхода бензина – 6,9 л на 100 км пробега.

Согласно приказу руководителя в организации применяются повышения норм расхода топлива:

при эксплуатации (поездках) по г. Минску – на 6%;

при оборудовании автомобиля системой «климат-­контроль» – на 5%;

при эксплуатации в зимних условиях – на 7%.

Расчетная норма расхода топлива при поездках по г. Минску летом составит: 6,9 л + 6,9 л х (6% + 5%) = 7,66 л на 100 км.

Расчетная норма расхода топлива зимой (при условии, что целый месяц температура воздуха ниже 0 °С) при поездках по г. Минску составит: 6,9 л + 6,9 л х (6% + 5% + 7%) = 8,14 л на 100 км.

Иногда на новый автомобиль, приобретаемый предприятием, нет утвержденных Минтрансом норм расхода топлива. Для таких случаев в п. 7 Инструкции № 141 предусмотрена возможность учета расхода топлива по временной норме. За нее может быть взят контрольный расход топлива, установленный заводом-­изготовителем, указанный в документах на эксплуатацию автомобиля. При отсутствии такого контрольного расхода топлива временная норма может устанавливаться предприятием самостоятельно, ориентируясь на линейную норму такой же модели автомобиля с аналогичными техническими характеристиками (объемом и мощностью двигателя, типом коробки передач, массой и т.п.). Временная норма может применяться до получения разработанной БелНИИТ «Транстехника» нормы на срок не более 6 месяцев. Топливо, списанное по этой норме в течение указанного срока, можно учитывать при налогообложении прибыли. По истечении 6 месяцев и при отсутствии разработанной нормы стоимость израсходованного топлива будет признаваться сверхнормативной и, соответственно, не учитывается при исчислении налога на прибыль (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК).

Нормы расхода топлива, условия и размер повышения или понижения согласно п. 5 Инструкции № 141 закрепляются в приказе руководителя организации (приложение 1).

Приложение № 1

Унитарное предприятие «Автокласс»

ПРИКАЗ

04.01.2016 № 7

г. Минск

О повышении норм расхода топлива

На основании Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса от 31.12.2008 № 141,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Повысить линейную норму расхода топлива на легковые автомобили Alfa Romeo 146 1,4i 66, Ford Transit 2,0i (85 kW) (15 мест) на 6% при эксплуатации (поездках) в пределах г. Минска.

2. Повысить линейную норму расхода топлива на легковые автомобили Alfa Romeo 146 1,4i 66, Ford Transit 2,0i (85 kW) (15 мест) на 7% при эксплуатации автомобиля в зимних условиях (при отрицательной температуре окружающего воздуха, ниже 0 °С).

3. Повысить линейную норму расхода топлива на легковой автомобиль Alfa Romeo 146 1,4i 66, оборудованный установкой «климат-контроль», на 5%.

4. Повысить линейную норму расхода топлива на новый легковой автомобиль Ford Transit 2,0i (85 kW) (15 мест) при эксплуатации на первую тысячу километров пробега на 10%.

5. Повысить линейную норму расхода топлива на легковой автомобиль Ford Transit 2,0i (85 kW) (15 мест), оборудованный кондиционером, на 5%.

Марка, модель автомобиля, мощность двигателя, kw

Линейная норма расхода топлива, л/100 км

Повышение при эксплуатации в городе с численностью населения от 1 млн. до 3 млн. человек

Повышение при эксплуатации при отрицательной температуре окружающего воздуха

Повышение при оборудовании автомобиля установкой «климат-контроль» и кондиционером

Повышение при эксплуатации нового автомобиля на первую тысячу километров пробега

 

 

%

л

%

л

%

л

%

л

Alfa Romeo 146 1,4i 66

6,9

6

0,41

7

0,48

5

0,35

Ford Transit 2,0i (85 kW) (15 мест)

14,1

6

0,85

7

0,99

5

0,71

10

1,41

Увеличение применять до его отмены приказом руководителя.

Нормы довести до работников бухгалтерской службы.

Директор                             Бакунович                          С.Л.Бакунович

                                   (подпись)        (инициалы, фамилия)

Особое внимание следует уделить списанию топлива в зимнее время. С точки зрения эксплуатации автотранспорта это не просто декабрь–февраль, а период, когда температура окружающего воздуха ниже 0°С независимо от поры года. Температура воздуха определяется ответственным лицом организации на дату и время начало работы автомобиля. Если на момент выпуска автомобиля на линию зарегистрирована отрицательная температура воздуха независимо от возможного потепления в течение дня, то применяется повышенная линейная норма. Таким образом, согласно п. 8 Инструкции № 141 отрицательная температура окружающего воздуха определяется на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием.

При эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования за пределами Беларуси порядок определения и учета температуры окружающего воздуха устанавливается руководителем организации. В данном случае обязанность по ведению журнала можно возложить на водителя транспортного средства, выполняющего международный рейс.

Температурные показания регистрируются в специальном журнале, форма которого приведена в приложении к Инструкции № 141.

Пример заполнения данного журнала:

ЖУРНАЛ
регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха

Наименование организации   УП «Автокласс» 

Дата

Время

Автомобиль (регистрационный, гаражный или инвентарный номер)

Температура окружающего воздуха, °С*

Особые метео-

рологические условия

Фамилия, инициалы ответственного лица

Подпись

20.01.2016

8.30

Alfa Romeo 146 1,4i 66 (рег. № 4422 АК-7)

–10

Якшонок Ю.И.

Якшонок

20.01.2016

9.00

Ford Transit 2,0i (85 kW) (рег. № 1511 АВ-7)

–10

Снегопад

Якшонок Ю.И.

Якшонок

21.01.2016

9.00

Alfa Romeo 146 1,4i 66 (рег. № 4422 АК-7)

–15

Якшонок Ю.И.

Якшонок

21.01.2016

9.15

Ford Transit 2,0i (85 kW) (рег. № 1511 АВ-7)

–15

Якшонок Ю.И.

Якшонок

22.01.2016

8.45

Alfa Romeo 146 1,4i 66 (рег. № 4422 АК-7)

–12

Снегопад

Якшонок Ю.И.

Якшонок

22.01.2016

9.05

Ford Transit 2,0i (85 kW) (рег. № 1511 АВ-7)

–12

Снегопад

Якшонок Ю.И.

Якшонок

29.01.2016

10.10

Alfa Romeo 146 1,4i 66 (рег. № 4422 АК-7)

–14

Якшонок Ю.И.

Якшонок

29.01.2016

8.50

Ford Transit 2,0i (85 kW) (рег. № 1511 АВ-7)

–18

Якшонок Ю.И.

Якшонок

*Примечание. Температура окружающего воздуха по датам приведена условно.

Журнал регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха должен храниться в организации 3 года после проведения проверки налоговыми органами приложения 1 к постановлению Минюста от 24.05.2012 № 140 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь»).

Автомобиль сам знает свой необходимый жизненный расход топлива в любых условиях эксплуатации. Поэтому на практике иногда учитываемые нормы расхода топлива одни, а при фактическом замере израсходованного топлива его расход получается выше или ниже. Однако, если условия работы автомобиля рассмотреть более детально, на практике может оказаться, что на законных основаниях можно увеличивать нормы расхода топлива.

Например, в зимнее время года, когда температура окружающего воздуха ниже 0 °С, транспортному сред­ству перед выездом на линию требуется некоторое время на прогрев двигателя, при этом затрачивается топливо. И если не учитывать разрешенного законодательством повышения норм топлива при этих условиях эксплуатации, то по факту автомобилем будет расходоваться топлива больше, чем установлено нормой. Соответственно, этот перерасход нельзя отнести на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли.

В заключение отметим, что обязанности применять положения Инструкции № 141 для расчета норм топлива при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, не установлено.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by