$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Убыточные: оздоравливать или ликвидировать

30.10.2007

В Беларуси необходима государственная программа финансового оздоровления убыточных организаций, предусматривающая системные меры и механизмы. Такое мнение на заседании президиума республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» на минувшей неделе высказала заместитель генерального директора ассоциации Светлана Семенюк. Отраслевым министерствам и ведомствам совместно с региональными органами управления и убыточными организациями прежде всего нужно определиться со стратегией в отношении каждого предприятия: либо финансово оздоравливать, либо ликвидировать, отметила она.

Правительство и региональные органы госуправления постоянно принимают меры по финансовому оздоровлению убыточных организаций, однако сами эти организации не исчерпали все возможности решить их самостоятельно, считает С.Семенюк. В июле 2007 г. по распоряжению премьер-министра была создана рабочая группа под руководством министра экономики Николая Зайченко, которая должна выработать предложения по финансовому оздоровлению и повышению качественных параметров функционирования реального сектора экономики. В ее состав вошли заместители руководителей основных министерств и ведомств, представители облисполкомов, Минского горисполкома и ассоциации «БелАПП». Рабочей группе было поручено в течение трех месяцев рассмотреть отчеты отраслевых министерств и ведомств, местных исполнительных и распорядительных органов о работе по финансовому оздоровлению организаций и представить правительству меры в отношении убыточных организаций, имеющих устойчивую неплатежеспособность, продукция которых не пользуется потребительским спросом. Предложения Совету Министров были подготовлены на состоявшемся 25 октября заседании рабочей группы, сообщила «ЭГ» С.Семенюк. В них вошли и рекомендации БелАПП. Среди них: поручить облисполкомам и Мингорисполкому использовать в качестве мер финансового оздоровления убыточных организаций гарантии местных органов власти для кредитования убыточных субъектов хозяйствования; принимать в коммунальную собственность и (или) продавать объекты социальной сферы, сети, дороги общего пользования и т. д. независимо от их технического состояния и без правоустанавливающих документов (в случае их отсутствия). Кроме того, предлагается просить Нацбанк проанализировать практику применения п. 12 Указа от 12.11.2003 № 508 в части выделения коммерческими банками кредитных ресурсов организациям для досудебного оздоровления; поручить республиканским и региональным органам госуправления в качестве мер финансового оздоровления продолжить работу по реорганизации убыточных организаций путем присоединения к рентабельным; в случае необходимости устанавливать льготные тарифы на потребляемые энергоресурсы.

«Из 26 наших предложений в итоге вошло 6», — отметила С.Семенюк. Не попали туда меры налогового регулирования, поскольку они не входят в компетенцию данной рабочей группы. В связи с этим свои рекомендации БелАПП планирует направить в рабочую группу по упрощению налоговой системы в РБ под руководством вице-премьера Андрея Кобякова. Специалисты ассоциации предлагают, в частности, освободить убыточные предприятия от уплаты оборотных налогов, оставить в их распоряжении средства инновационного фонда в полном объеме, исключить из объекта обложения налогом на недвижимость активную часть основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, отменить право местных органов управления устанавливать повышающие коэффициенты при расчете налогов на землю и недвижимость. Такие меры БелАПП предлагает ввести на 2-3 года. По мнению специалистов ассоциации, это позволит снизить налоговую нагрузку для убыточных предприятий, повысить конкурентоспособность продукции и привлекательность для инвестиционной деятельности, пополнить их оборотные средства, ускорить их оборачиваемость, загрузить производственные мощности в целом для повышения эффективности производства и продаж.

За 7 месяцев 2007 г. в стране количество убыточных организаций составило 1496 единиц, или 13,7% от общего числа организаций, в т.ч. промышленных организаций — 467 (21,4%). Причем 2/3 всех убыточных — организации с численностью работающих до 250 человек. Из рентабельных промышленных предприятий с уровнем рентабельности реализованной продукции, работ, услуг от 0 до 5 — 32,7%. По сравнению с первым полугодием 2003 г. число убыточных промышленных предприятий снизилось почти в два с половиной раза.

Дмитрий ЕРМАК

Промышленники за закон «Об инновационной деятельности»

На этом же заседании президиум ассоциации «БелАПП» поддержал и нашу газету, выступившую в публикации «Преждевременный или запоздавший?» («ЭГ» № 79 за 19 октября) за необходимость скорейшего принятия закона «Об инновационной деятельности».

Обсудив на заседании концепцию законопроекта, руководители промышленных предприятий республики сошлись во мнении, что такой документ может стать важнейшим элементом создания условий развития инновационной деятельности в Беларуси. А необходимость разработки и принятия такого закона обусловлена рядом причин. Документ устранит пробелы в действующем законодательстве, которые касаются инновационной деятельности. Ведь несмотря на большое количество действующих нормативных правовых актов в законодательстве страны до сего дня не определены такие основополагающие понятия, как «инновационная политика», «субъекты инновационной деятельности», «инновационно активная организация». Кроме того, отсутствуют также четкие критерии для определения инновационной продукции.

Для обеспечения большей эффективности правовые нормы, содержащиеся сейчас в многочисленных НПА, должны быть объединены в одном законодательном документе. Основные принципы государственной инновационной политики необходимо закрепить на законодательном уровне, а также определить механизмы ее осуществления. Тогда это будут нормы прямого действия, считают промышленники. Этот проект также призван создать благоприятные условия для инновационной деятельности, обеспечить комплексное правовое регулирование общественных отношений, связанных с созданием и реализацией инноваций.