$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Убыточные ЧУП

28.03.2008

Переход в юридические лица для индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере пассажирских перевозок, обернулся увеличением налоговой нагрузки в 2-3 раза и работой фактически в убыток. К такому выводу пришли специалисты Белорусского профсоюза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць». Они направили в департамент по предпринимательству Минэкономики свои предложения по разрешению проблемы. В противном случае «маршрутки» частных перевозчиков начнут уходить в «тень», как это было раньше, предупреждают они.

Тенденция к сокращению маршрутных такси уже наметилась. Например, в Могилеве в январе т.г. было создано более 40 юридических лиц в сфере пассажирских перевозок. Однако уже в феврале 4 предприятия заявили о прекращении деятельности, поскольку работали в убыток. Если ситуация не изменится, этому примеру планируют последовать еще 15 ЧУП. Там же с 2007 г. прекратили свою деятельность 64 перевозчика. 7 городских маршрутов автомобилями вовсе не укомплектованы. На объявленный недавно конкурс (2 маршрута по 6 автомобилей на каждый) подали заявки только 4 перевозчика, хотя раньше желающих были сотни. 12 обратились в конкурсную комиссию о переводе с нерентабельных на другие маршруты. Аналогичная ситуация, по словам специалистов профсоюза «Садружнасць», складывается в других городах: Минске, Гомеле, Витебске, Борисове, Орше, Новополоцке, Молодечно и т. д.

«Большинство руководителей созданных ЧУП почти в один голос говорят: мы не выдержим», — отметил глава профсоюза «Садружнасць» Леонид Ковшик.

Увеличение налогового бремени и растущие издержки на запчасти и ГСМ предприниматели могли бы в какой-то степени компенсировать за счет повышения стоимости проезда, однако из-за регулирования цен они сделать этого не могут (повысить можно только на 0,5% в месяц). «Если пассажира не устроит цена, он просто не будет пользоваться этой услугой. Но возможность поднимать цены по своему усмотрению субъекты хозяйствования иметь должны. Рынок сам должен отрегулировать», — считает Л.Ковшик.

Помимо налогового бремени и цен, у перевозчиков существует и ряд других проблем. Так, юрлица могут покупать запчасти (вторая после ГСМ статья затрат) за наличный расчет в пределах 50 БВ в месяц. Этого крайне мало, особенно для тех, у кого в парке не одна, а много машин, утверждают перевозчики. Покупать детали по «безналу» дороже на 25-30%, что еще больше увеличивают затраты ЧУП.

Специалисты профсоюза «Садружнасць» указывают еще на одну проблему, которая касается непосредственно ИП, работающих в одиночку. Единый налог они платят за месяц, без учета фактически отработанных дней. Не имеющие наемных работников в состоянии отработать на линии лишь 15-18 дней в месяц при соблюдении установленного трудовым законодательством режима труда и отдыха для водителей, отмечают специалисты профсоюза.

Чтобы ЧУП могли нормально работать, «Садружнасць» предлагает до 2011 г. снизить для перевозчиков ставку налогообложения в 2 раза: с нынешних 10% от выручки до 5%. Отсрочка необходима для того, чтобы за это время предприниматели могли приспособиться к новым условиям работы. Кроме того, эксперты выступают за то, чтобы разрешить частным перевозчикам самим устанавливать цены на проезд; снизить процентную ставку при обналичивании денег до 1,5% (сейчас для юрлиц она составляет 3%); сумму, предназначенную для использования на хозяйственные нужды, специалисты профсоюза предлагают установить в размере 40 БВ на один автомобиль.

Впрочем, проблемы возникли не только у ЧУП, занимающихся перевозками. Это коснулось и сферы торговли. Проведенное Белорусским союзом предпринимателей (БСП) исследование среди минских ЧУП, перешедших на упрощенную систему налогообложения, показало, что при уплате 20% от валового дохода предприятие с четырьмя торговыми объектами вынуждено работать в убыток. В письме, направленном в Минфин, эксперты БСП предлагают пересмотреть критерии, разрешающие субъектам хозяйствования применять «упрощенку», а также снизить ставки налога. В частности, они предлагают увеличить предел выручки, разрешающий применение «упрощенки»: до 1 млрд. Br без учета НДС и до 3,3 млрд. Br при уплате НДС. Кроме того, рассмотреть возможность применять фиксированные ставки налога на объект мелкой розницы (по аналогии с игорным бизнесом), снизить ставки налога при упрощенной системе налогообложения: до 7% для предприятий и ИП, не уплачивающих НДС, и до 5% для предприятий и ИП, плательщиков НДС.

Дмитрий ЕРМАК