Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Приватизация
02.03.2004 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Убыточен колхоз, но дорог

Государство боится расставаться с собственностью, даже если речь идет о безнадежно убыточных сельхозпредприятиях...

Государство боится расставаться с собственностью, даже если речь идет о безнадежно убыточных сельхозпредприятиях. Предложение правительства об их продаже предпринимателям, готовым приобрести хронически убыточные колхозы и совхозы вместе с их долгами за одну базовую величину, пока не принято.

"Чрезмерными" назвал Президент льготы и преференции, предусмотренные для убыточных колхозов и совхозов, которые "как имущественные комплексы" готовы купить некоторые отечественные предприниматели. По мнению А. Лукашенко, никаких особых преференций этой категории предпринимателей оказываться не должно. "Новым собственникам практически бесплатно предоставляется земля, средства сельскохозяйственного производства, техника, рабочая сила. Представители деловых кругов должны вложить свои средства и поднять переданное им или выкупленное ими хозяйство, сами заработать прибыль", -- приводит пресс-служба главы государства его мнение, рассказывая об итогах прошедшего в минувшую пятницу совещания у Президента по вопросам финансового оздоровления села. "Почему мы еще дополнительно за счет бюджета им что-то предоставлять должны? Речь же идет о том, чтобы привлечь внебюджетные средства", -- разъяснил А.Лукашенко свою позицию, комментируя отдельные положения подготовленного правительством проекта указа "О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство".

Уточним, что отправленный на доработку проект предлагает предоставить отсрочку по погашению долгов прошлых лет перед бюджетом до 1 января 2009г. всем сельскохозяйственным организациям, имеющим задолженность на 1 января 2004г. Отсрочка не предоставляется по таможенным платежам и платежам в Фонд социальной защиты. Если в течение 2 лет 6 месяцев с первого дня отсрочки получивший такого рода помощь колхоз новых долгов не накопил, то половину задолженности по экономическим санкциям и пеням (36,2 млрд. руб. всего по убыточным сельхозпредприятиям) государство готово списать. Если новые долги не появились в течение 5 лет, то списывается оставшаяся сумма долгов по этой статье. Предложенную правительством норму, касающуюся возможного списания в будущем (после 1 января 2009г.) задолженности за энергоносители, Президент отверг. "Есть элементарное правило: если ты не можешь заплатить за электроэнергию и газ, не бери. Топите торфом, дровами, еще чем-то. Выходите из положения. Но государство не может за вас нести ответственность", -- приводит позицию главы государства на этот счет его пресс-служба.

Если колхозы и совхозы, относящиеся к вышеуказанной категории, будут приобретены "в порядке, установленном законодательством" "юридическими лицами", то им правительство предлагало дать дополнительные льготы и преференции, чтобы этих юридических лиц в приобретении убыточных сельхозпредприятий заинтересовать. Кроме отсрочки на пять лет по задолженности перед бюджетом им предлагалось отсрочить на этот же период и аналогичные текущие долги, что Президент однозначно отверг. В то же время предполагается, что после доработки документа у новых собственников убыточных хозяйств останется отсрочка на пять лет по возврату в государственный материальный резерв заимствованного из него топлива (45 млрд. в ценах выдачи), а также за энергоносители (255,6 млрд. руб.). Чтобы стимулировать рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, правительство готово постепенно списывать суммы отсроченных обязательств пропорционально росту валовой продукции в предшествующем финансовом году (по платежам в бюджет, по возврату в государственный материальный резерв заимствованного из него топлива, за энергоносители). Если пяти лет на их списание не хватит, то оставшаяся часть может погашаться в течение следующих пяти лет после окончания рассрочки ежемесячно равными долями, обещает документ. Кроме того, в течение трех лет они смогут не исполнять обязательства колхозов по приобретенным товарам, принятым работам и потребленным услугам (210 млрд. руб., 190 из них-задолженность с истекшим сроком давности), а также по кредитам банков (132,4 млрд. руб.) и договорам финансового лизинга (75 млрд. руб.). Не сразу, а в течение шести месяцев равными долями предприятие сможет гасить ранее накопившиеся долги колхозов по таможенным платежам и платежам в Фонд социальной защиты (56 млрд. руб.).

Первые три года после приобретения убыточной сельскохозяйственной организации предприятие сможет покупать сельскохозяйственную технику, оборудование и запасные части к ним на сумму 150 тыс. ЕUR в год за счет уменьшения сумм налога с пользователей автомобильных дорог, сборов в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды и целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда.

Наряду с приведением в соответствие с данным решением нормативно-правовой базы проект решения вменял в обязанности Совету Министров в трехмесячный срок после его подписания "внести предложения" о порядке продажи юридическим лицам имущества (предприятия как имущественного комплекса) убыточных сельскохозяйственных организаций по цене, равной одной базовой величине. После обсуждения проекта у Президента эта норма исчезла. Специалисты объясняют, что в окончательном варианте речь будет идти о продаже "в установленном законодательством порядке". Как будет передаваться имущество колхоза (может быть, это будет аренда, может, некая иная сумма, нежели одна базовая величина) правительство решит дополнительно.

Один знакомый предприниматель, готовый взять на себя головную боль (убыточный колхоз), узнав об изъятии этой нормы из проекта, долго выдерживал паузу. Потом сокрушенно уточнил, что нигде в мире ни один здравомыслящий бизнесмен не будет покупать предприятие, у которого 1 млн. USD долга, в чье развитие необходимо вложить не менее 4 млн. USD, а цены на продукцию регулируются государством.

"Если бы указ был подписан в первоначальном виде, то государство забыло бы о проблемах этих хозяйств, и как страшный сон вспоминало бы то время, когда их приходилось дотировать", -- говорит пока еще несостоявшийся собственник колхоза. "Хозяйства, которые подлежат продаже, существуют номинально, там никто не работает, все разворовывается", -- уточняет собеседник "НЭГ". По состоянию на 1.01.2004г. долги в расчете на одно хозяйство превысили 1,2 млрд. руб. Каждый новый год добавляет в долговую копилку сельхозорганизаций еще 800 млрд. руб.

Обосновывая необходимость принятия проекта указа, его разработчики уточняют, что отсрочка погашения задолженности по платежам "не окажет значительного влияния на уменьшение доходов бюджета, так как ... она давно стала "хронической". Логично предположить, что государство и прочие кредиторы этих денег не увидят вообще никогда, если предлагаемые правительством нормы не начнут действовать. По большому счету, согласие предпринимателей в нынешней ситуации купить убыточное хозяйство даже за одну базовую величину -- это уже авантюра и... вынужденная необходимость.

Даже если в будущем правительство предложит приемлемые для предпринимателей формы передачи имущества колхозов и совхозов, отсылочный и неконкретный ее характер в данном документе как минимум затормозит процессы перехода имущества к новому собственнику, а значит, отодвинет "светлое будущее" неподъемно лежащих сельхозорганизаций и жизненные перспективы их работников. Уточним, что на сегодняшний день хозяйств с "критическим уровнем экономики" -- 997. В них числятся не менее 100 тыс. человек, которые хотят работать на эффективного собственника и получать достойную заработную плату.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений