Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
18.09.2012 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

У НИХ И У НАС: СРАВНИМ «УПРОЩЕНКУ» В СТРАНАХ ЕЭП©

«ЭГ» не раз обсуждала на своих страницах возможные изменения с будущего года белорусской упрощенной системы налогообложения (далее — УСН). Сегодня о том, как «устроено» налогообложение малого бизнеса в странах ЕЭП, и о недостатках отечественной «упрощенки» «ЭГ» рассказала заведующая сектором бюджетно-налоговой политики Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук Ольга ШУЛЕЙКО.

«ЭГ» не раз обсуждала на своих страницах возможные изменения с будущего года белорусской упрощенной системы налогообложения (далее — УСН). Сегодня о том, как «устроено» налогообложение малого бизнеса в странах ЕЭП, и о недостатках отечественной «упрощенки» «ЭГ» рассказала заведующая сектором бюджетно-налоговой политики Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук Ольга ШУЛЕЙКО.

На наш взгляд, планируемые в нашей стране изменения УСН на 2013 г. позволят снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. Вместе с тем целесообразно проанализировать влияние действующего налогообложения и предполагаемых изменений на конкурентоспособность белорусского малого бизнеса. Социологический опрос, проведенный ИПМ, показал, что несмотря на позитивную оценку вступления Беларуси в Таможенный союз, большинство представителей отечественного малого бизнеса считают, что они не способны эффективно конкурировать на едином рынке трех государств.

Во всех странах ЕЭП есть специальные режимы налогообложения для малого бизнеса, причем субъекты хозяйствования имеют право выбрать общеустановленную систему налогообложения или специальный режим. В России — это УСН, а также единый налог на вмененный доход, в Казахстане — налогообложение на основе упрощенной декларации и на основе патента.

Для доступа к УСН субъекты малого бизнеса (СМБ) в странах ЕЭП должны соответствовать определенным критериям, т.е. таким режимом налогообложения могут пользоваться ИП и организации, размер выручки и численности работников у которых не превышает установленного предела. В РФ и РБ максимальная численность работающих в организациях, применяющих УСН, составляет 100 чел., а в Казахстане — 50. Что касается выручки, то в Беларуси ее пороговый размер за налоговый период (9 мес.) не должен превышать 9 млрд. Br (около 1,1 млн. USD), в России — 45 млн. RUB (около 1,5 млн. USD), в Казахстане — 25 000 тыс. тенге (примерно 166 тыс. USD)

Таким образом, в РФ пороговый размер выручки заметно выше, чем у нас и в Казахстане. Однако в России «упрощенку» не могут применять организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. RUB. В РБ ограничений, связанных со стоимостью основных средств, пока не установлено.

Что касается ИП, то для них условия применения УСН в странах ЕЭП существенно различаются. Так, в Казахстане ИП могут уплачивать налог на основе упрощенной декларации, если среднесписочная численность его работников за налоговый период не превышает 25 чел., включая самого ИП. В России ограничения по численности наемных работников для ИП вообще не установлены. В Беларуси, как известно, ИП имеют право использовать не более 3 наемных работников и только при условии, что они являются близкими родственниками ИП. По нашему мнению, значительные ограничения по найму работников — наиболее значимый фактор, существенно снижающий привлекательность индивидуального предпринимательства в РБ по сравнению с РФ и Казахстаном.

В странах ЕЭП существует довольно широкий круг плательщиков, которые не вправе применять УСН, в частности, это касается тех, кто производит подакцизные товары, а также занимается банковской и страховой деятельностью. Однако имеются и некоторые национальные особенности. Например, в Беларуси не могут применять УСН организации, осуществляющие риэлтерскую деятельность, в России — нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, в Казахстане — осуществляющие консультационные услуги и деятельность в области бухучета или аудита. Обратим особое внимание, что в РФ и РК не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Это ограничение направлено на предотвращение искусственного дробления бизнеса с целью минимизации налогообложения. В этой связи целесообразно предусмотреть данную норму и в законодательстве РБ.

Уплата налога при «упрощенке» в Беларуси заменяет уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет или государственные внебюджетные фонды (на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности). В то же время УСН не освобождает от уплаты пошлин, сборов, отчислений в ФСЗН, налога на прибыль, полученную от реализации ценных бумаг и в отношении дивидендов.

В России при применении УСН организации освобождены от налогов на прибыль и на имущество. В Казахстане специальный налоговый режим устанавливает для СМБ упрощенный порядок исчисления и уплаты только социального налога, корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

Порядок уплаты НДС при упрощенной системе в странах ЕЭП также различается. Важным преимуществом у россиян является отсутствие ограничений, касающихся освобождения от уплаты НДС (за исключением уплачиваемого при ввозе товаров), т.е. применяющие УСН освобождены от уплаты НДС по оборотам внутри страны. В соответствии с белорусским законодательством от уплаты НДС (за исключением ввозного) освобождаются только организации с численностью работников не более 15 чел. и ИП, если их валовая выручка нарастающим итогом с начала года составляет не более 3,4 млрд. Br. В Казахстане СМБ уплачивают НДС в общеустановленном порядке. Это связано с тем, что при разработке нового Налогового кодекса Казахстана основное внимание уделено повышению нейтральности налоговой системы, т.е. минимизации льгот и освобождений. Согласно экономической теории именно нейтральное налогообложение позволяет минимизировать налоговую нагрузку для всех плательщиков и обеспечивает эффективное размещение ресурсов.

Отсутствие ограничений, касающихся освобождения от уплаты НДС, безусловно, является фактором, повышающим привлекательность УСН в России. Вместе с тем некоторые крупные российские компании отказываются работать с ИП, которые применяют УСН и не платят НДС, поскольку делать это приходится работающим с ними компаниям, что для них невыгодно. Иначе говоря, возможность уплачивать НДС при УСН важна для занимающихся производством промежуточной продукции и для участвующих в производственной кооперации с крупным бизнесом. Вместе с тем для тех СМБ, которые производят и реализуют продукцию конечному потребителю, освобождение от НДС позволяет минимизировать цены и успешно конкурировать с крупными предприятиями.

Очень важным фактором, формирующим налоговое бремя, является выбор объекта налогообложения. В соответствии с НК РБ объектом налогообложения при УСН является выручка. Исключение составляют только организации с численностью работников не более 15 чел. и ИП, валовая выручка которых не превышает 3,4 млрд. Br в год и которые осуществляют розничную торговлю и оказывают услуги общепита. Эти плательщики вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, определяемый как разница между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров.

Обратим особое внимание на тот факт, что НК РФ предусматривает возможность выбора в качестве объекта налогообложения при УСН либо доходов, либо доходов, уменьшенных на величину расходов. Возможность применения второго варианта существенно расширяет круг предприятий, для которых УСН снижает налоговую нагрузку. Подчеркнем, что в состав расходов помимо текущих разрешено включать расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение. Эта норма особенно важна для СМБ, осуществляющих инвестиционную деятельность. Кроме того, российским налоговым законодательством предусмотрена возможность для тех плательщиков, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы за минусом расходов, уменьшать исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых плательщик применял УСН. Таким образом, налогоплательщику предоставлено право переноса убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем периодом, в котором получен убыток. К сожалению, наши «упрощенцы» лишены такой возможности.

Сравнивая налоговые ставки, отметим, что в Беларуси налоговая ставка при УСН составляет 7% для предприятий, не уплачивающих НДС, и 5% — для тех, кто его платит. Малые предприятия, которые в качестве налоговой базы используют валовый доход, уплачивают налог по ставке 15%. Также установлены сниженные ставки для экспортеров и предприятий, расположенных в сельской местности.

В России действует ставка 6%, если объектом налогообложения являются доходы, и от 5% до 15%, если объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов. Для ИП, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, налог уменьшается на сумму уплаченных страховых взносов. В Казахстане налоговая ставка при УСН — 3%, причем сумма налога уменьшается на 1,5% от суммы налога за каждого работника исходя из их среднесписочной численности, если среднемесячная зарплата работников по итогам отчетного периода составила у ИП не менее 2-кратного, юридических лиц — не менее 2,5-кратного минимального размера зарплаты.

В целом анализ упрощенного налогообложения в ЕЭП позволяет сделать вывод, что налоговая нагрузка на малый бизнес при применении УСН в РБ выше, чем в РФ и РК. Кроме того, с учетом различных льготных ставок белорусская УСН более сложна для администрирования. Многие малые предприятия у нас используют общую систему налогообложения, т.к. переход на УСН приводит к росту налогового бремени. Это связано с тем, что объектом налогообложения является выручка, поэтому налог при УСН является налогом с оборота, имеющим существенные недостатки. Не случайно оборотные налоги, которые долгое время существовали в РБ, отменены. В 2012 г. ставка налога на прибыль снижена у нас до 18%, а также разрешено переносить убытки на будущее. В этих условиях преимущества УСН стали менее очевидны.

К тому же действующая в РБ «упрощенка» не стимулирует инвестиционную активность, искажая эффективность инвестиционных решений, т.к. налог уплачивается из выручки, в которую включается амортизация основных фондов. Предоставление возможности использования в качестве налогооблагаемой базы доходов за минусом расходов, включающих расходы на приобретение основных средств, и возможности переносить убытки на будущее при применении УСН позволили бы повысить эффективность УСН и ее нейтральность по отношению к инвестиционным проектам.

Подготовила Валерия ГЕРАСИМОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by