$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

У нас с Европой «вкусы разные»

02.10.2007

Белорусы стали меньше есть хлеба, фиксирует статистика. Чтобы это не отразилось на объемах производства, предприятиям рекомендуют переориентироваться на экспорт. На какие рынки в этом случае мы можем рассчитывать?

В Беларуси производство хлебобулочной продукции падает. По информации Минстата, за январь-август 2007 г. снижение составило 3,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Специалисты считают это объективным процессом, поскольку, мол, население страны из-за изменения рациона питания все меньше потребляет хлеба. Компенсировать падение, по их мнению, можно за счет увеличения экспорта. Разделяют такую мысль и в департаменте по хлебопродуктам Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

«В этом году мы поставили на экспорт 870,9 т хлебобулочных и кондитерских изделий на 642,8 тыс. USD, — сообщила корреспонденту «ЭГ» и.о. начальника отдела хлебопекарной и макаронной промышленности департамента Валентина Назарова. — Это в 1,9 раза больше, чем за такой же период в прошлом году».

По ее словам, почти вся эта продукция «ушла на Россию». В основном везут из восточных регионов, из западных — от случая к случаю. Например, РУПП «Могилевхлебпром» торгует в российском приграничье ежедневно. За два последних года хлебный экспорт предприятия, по информации представителя его администрации, вырос «раз в десять». Бывает, что в сутки удается реализовать до 2 т продукции. Брестские, гродненские и минские хлебопеки используют для экспортных поставок российские праздники и выставки.

Тем не менее о крупных экспортных достижениях в настоящее время говорить не приходится. Например, доля экспорта в общем объеме продукции, произведенной предприятиями департамента по хлебопродуктам Минсельхозпрода (224,9 тыс. т за январь-август 2007 г.), составляет менее 0,5%. В то же время сектор департамента — это 57% продукции всей белорусской хлебопекарной отрасли. Еще 22% ее принадлежат «Минскхлебпрому». Однако и здесь, как признал заместитель генерального директора КУП «Минскгорпищепром» Владимир Семенчук, курирующий «Минскхлебпром», экспорт составляет «небольшую» долю.

Во-первых, по его словам, это объясняется малым сроком годности хлебобулочных изделий, который ограничен несколькими сутками. Во-вторых, незначительна их стоимость, если соотносить ее с весом, из-за чего высоки транспортные расходы. «Если завезти и продать в Москве одну машину хлеба и такую же машину колбас, то хлебная выручка окажется в тридцать раз меньше», — пояснил заместитель руководителя «Минскгорпищепром».

Между тем Москва, как известно, не единственная столица соседнего с Беларусью государства. Более того, Киев, Варшава, Вильнюс и Рига расположены ближе к нашим границам. Однако отечественных пекарей туда не тянет.

Например, в Украину известны только единичные факты поставок. По информации департамента по хлебопродуктам, в этом году, например, попытку выхода на украинский рынок сделало ОАО «Гомельхлебпром». «Незначительные поставки, — сообщила корреспонденту «ЭГ» о результатах этой инициативы В.Назарова.- Поставили 0,49 т продукции на 590 USD. Я думаю, что в Украину можно пробовать поставлять заварные хлеба. Но вот с пшеничными хлебами нам там делать нечего». Несмотря на сложную политическую ситуацию в стране в связи с предстоящими парламентскими выборами, засушливый год и недобор зерна, хлеба здесь в достатке и цены не кусаются. Более того, особенность украинского рынка в том, что в этой стране есть так называемые «социальные» сорта хлеба для малоимущего населения. «Социальная» буханка в некоторых регионах стоит по белорусским меркам чуть более 400 Br.

Напротив, в Польше, Литве и Латвии хлебобулочные изделия существенно дороже белорусских. Казалось бы, полный вперед на запад. Однако в связи с членством этих стран в Европейском союзе одного желания белорусских хлебопеков торговать своей продукцией на европейском рынке недостаточно.

Экспорт сельскохозяйственной продукции на рынки государств — членов ЕС регламентируется жесткими ветеринарно-санитарными требованиями, обязательными для выполнения каждой страной-экспортером. Право экспорта такой продукции может получить страна, выполнившая ряд предварительных процедур. В частности, европейский рынок может открыться лишь перед тем белорусским предприятием-производителем, кто получит от ЕС подтвержденный регистрационный номер.

В органах государственного управления «ЭГ» не удалось узнать, проводится ли такая работа в интересах предприятий. Нет, похоже, желания стучаться в европейскую дверь и у самих хозяйственников. Судя по их объяснениям, европейцам белорусский хлеб не нужен. «У нас вкусы разные, — пояснил «ЭГ» представитель «Минскхлебпрома». — Белорусы больше едят и производят ржаные сорта хлеба, в то время как в Европе предпочитают пшеничные».

Редкий случай экспорта в западном направлении зафиксирован в этом году в деятельности отечественного хлебопека. Отличилось ОАО «Гомельхлебпром», подписавшее контракт на разовую поставку для заокеанских потребителей. «Гомель поставил 1 т продукции на 897 EUR в Канаду, — сообщила В.Назарова. — Как удалось? Приехал на родину бывший житель Беларуси. Он лет десять как живет в Канаде. Ему понравился наш хлеб. Заключили договор по отпускной цене, канадец взял на себя транспортные расходы. Замороженную продукцию направили в морской порт на Балтике, оттуда поплыл хлеб по морю в страну назначения».

Михал СТЕЛЬМАК