Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5752
EUR:
2.9187
RUB:
3.3594
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

У каждого своя мера

В многочисленных публикациях о налоговой системе Беларуси можно встретить различные данные о величине налоговой нагрузки на экономику за один и тот же период времени...
В многочисленных публикациях о налоговой системе Беларуси можно встретить различные данные о величине налоговой нагрузки на экономику за один и тот же период времени.

В многочисленных публикациях о налоговой системе Беларуси можно встретить различные данные о величине налоговой нагрузки на экономику за один и тот же период времени.

Так, нередко приводятся цифры, характеризующие уровень централизации государством всех финансовых ресурсов. Безусловно, налоги здесь составляют преобладающую часть, но не налогами едиными пополняется казна, среди ее доходов присутствуют и платежи неналогового характера, в частности средства от реализации государственного имущества, прибыль Нацбанка, доходы от внешней торговли, поступления от реализации конфискованного и бесхозяйного имущества и др.

То есть налоговая нагрузка на экономику представляет собой долю в ВВП только налогов и сборов, и, как следствие, ее уровень несколько ниже показателя централизации. В частности, если за январь -- август 2002 г. уровень централизации финансовых ресурсов в рамках консолидированного бюджета республики составил 34,2%, то налоговая нагрузка на экономику -- только 28,8% к ВВП (без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения).

Однако отсутствие единообразия в практике расчетов налоговой нагрузки на экономику характерно не только для Беларуси. Так, сотрудниками Международного центра сравнительных исследований проблем налогообложения в РФ для измерения налоговой нагрузки введено понятие полной ставки налогообложения. Оно отражает долю добавленной стоимости в целом по экономике, изымаемой в виде налогов в государственный бюджет, и рассчитывается как отношение общей суммы налогов и платежей к величине добавленной стоимости, созданной в процессе производства и реализации товаров и услуг. В частности, согласно расчетам специалистов центра в России общее налоговое бремя оценивается в 53--60%, что на 10--16 процентных пункта выше, чем в развитых западных странах, и намного выше уровня так называемой "налоговой ловушки" (40%), когда инвестирование в развитие производства становится невыгодным. Величина налогового бремени в РБ, рассчитанная по такой методике, в 2001 г. составляла 51,4%, а с учетом Фонда социальной защиты населения -- 70,2%. По предварительным оценкам, в 2002 г. этот показатель будет несколько ниже.

Тяжесть налогового пресса на макроуровне можно определить как отношение общей величины налогов к денежной массе (денежный агрегат М2). Такая оценка получила широкое распространение в США и отражает долю живых денег, которые выводятся из оборота путем налоговых изъятий. Например, если в 1995 г. в РФ этот показатель составил 200%, то за последние годы в результате налоговых реформ он сократился до 150%. В Беларуси налоговое изъятие из денежной массы несколько выше -- 228% за 7 месяцев текущего года. При этом в США посредством налогов в среднем изымается лишь 34% денежной массы. Столь впечатляющая статистика свидетельствует, что отечественная налоговая система выводит из обращения весьма существенную часть крайне необходимых любому субъекту хозяйствования живых денег, что, в свою очередь, создает благоприятную среду для возникновения долгов и неплатежей. Тяжелое бремя налогов приводит к тому, что в условиях легального бизнеса предприятия не способны даже к простому воспроизводству. Поэтому далеко не случайно, что платежи наиболее крупных налогоплательщиков в динамике постепенно снижаются.

Еще менее, чем проблема налоговой нагрузки на экономику, исследован вопрос о величине налогового давления на индивидуального налогоплательщика. Ни в отечественной, ни в мировой финансовой науке и практике нет ясности в определении как числителя (какие налоги необходимо учитывать), так и знаменателя (к чему их следует относить). Разногласия, как правило, возникают по поводу включения в общую сумму налогов, учитываемых для расчета тех обязательных платежей, по которым предприятие по поручению государства выступает в качестве налогового агента по их перечислению в бюджет (подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд), а также косвенных налогов.

В частности, специалистами МНС РБ была предложена методика расчета налоговой нагрузки на микроуровне, согласно которой в общую сумму платежей в бюджет не включаются подоходный налог, налог на доходы, а также суммы финансовых санкций. Именно такой подход был использован и Минфином РФ, который предложил рассчитывать налоговую нагрузку на юридические лица как отношение суммы всех налогов и сборов, включая платежи во внебюджетные фонды, к объему реализации продукции с учетом внереализационного сальдо.

Используя приведенную методику, можно определить величину налогового бремени для большинства отраслей народного хозяйства республики и отдельных предприятий. Результаты расчетов приведены в таблице.

Диапазон колебаний налоговой нагрузки по предприятиям различных отраслей
в % к выручке
===================================================================
Отрасль                             2000 год   2001 год   1 п/г 2002
===================================================================

Машиностроение и металлообработка    6,3-25,7   5,3-24,9   6,4-26,7
Легкая промышленность               11,8-24,7  10,1-27,6  13,1-25,5
Химическая промышленность            8,2-23,9   4,5-32,0   6,0-40,1
Пищевая промышленность              12,1-13,4   8,1-15,2   8,7-15,0
Электроэнергетика                    7,0-14,4  10,0-17,6  12,9-19,0
Промышленность строительных
материалов                          13,8-17,8  15,2-22,0  13,8-24,1
Транспорт                           15,0-26,0  20,2-25,1  15,4-28,8
Строительство                       14,7-19,6  11,3-15,9  12,0-15,9
Сельское хозяйство                   5,5-14,4   7,7-16,1   6,8-25,7
Отрасли, производящие подакцизную продукцию                          
Производство ликеро-водочной
продукции                           67,8-91,0  71,5-84,2  71,5-78,7
Производство пива                   32,5-39,1  25,7-37,4  24,3-29,3
Производство табачных изделий       22,0-27,8  32,6-34,7  33,3-34,5
============================================================

Такое неравномерное распределение налоговой нагрузки между субъектами предпринимательской деятельности внутри одной отрасли обусловлено рядом факторов: применением льготного режима налогообложения, в том числе в индивидуальном порядке, структурой производственных затрат, ориентированностью на внутренний или внешний рынок и, в конечном итоге, финансово-экономическим положением самого предприятия.

Отечественная налоговая система предусматривает различный уровень налогового бремени с различных элементов выручки, о чем свидетельствует таблица.

Совокупный уровень налоговых изъятий по отдельным элементам выручки

===================================================================
                        Оборотные  НДС   Платежи    Налоги   Всего
                         налоги          от ФОТ     из при-
                                                    были  
===================================================================  

Амортизационные отчисления.
Материальные и приравненные
к ним затраты               4,5     20      -         -      24,5
Средства на оплату труда    4,5     20      40        -      64,5
Прибыль                     4,5     20      -         29     53,5
============================================================

Если оперировать данными официальной статистики, то в текущем году в экономике Беларуси наблюдается опережающий рост столь налогоемкого элемента выручки, как фонд оплаты труда. В свою очередь, такой структурный сдвиг приводит к неизбежному увеличению налоговой нагрузки, что и наблюдается на большинстве предприятий. Причем подобная динамика складывается на фоне отсутствия существенных изменений в налоговом законодательстве.

Попытаемся наглядно проиллюстрировать наше утверждение на примере трех гипотетических предприятий с различной структурой выручки.

Налоговая нагрузка на предприятия с различной структурой выручки

============================================================
     Показатели                   Материа-   Трудо-   Фондо-
                                  лоемкое    емкое    емкое
============================================================

1.   Материальные затраты            500       150       150
                                 
2.   Справочно: "входной" НДС       83,4        25        25
                                 
3.   Амортизационные отчисления      150        85       500
                                 
4.   Средства на оплату труда        195       500       195
                                 
5.   Отчисления на социальные    
     нужды (фонд соц.защиты,     
     единый платеж от ФОТ -- 40%  
     от средств на оплату труда)     78        200        78
                                 
6.   Прочие затраты                  77         65        77
                                 
6.1  В т.ч. налоги и сборы           40         40        40
                                 
7.   Себестоимость                 1000       1000      1000
                                 
8.   Прибыль                        150        150       150
                                 
8.1  В т.ч. налоги из прибыли        45         45        45
                                 
9.   Цена предприятия              1150       1150      1150
                                 
10.  Отчисления от выручки       
     в местные целевые           
     бюджетные  фонды              29,5       29,5      29,5
                                 
11.  Отчисления от выручки       
     в бюджет                      24,1       24,1      24,1
                                 
12.  Отпускная цена без
     учета НДС                   1203,6     1203,6    1203,6
13.  НДС, всего                   240,7      240,7     240,7
13.1 в том числе НДС к
     уплате в бюджет              157,3      215,7     215,7
14.  Цена реализации с НДС       1444,3     1444,3    1444,3
15.  Всего налогов и сборов       373,9      554,3     432,3
16.  Налоговая нагрузка в %
     к выручке                    25,9%      38,4%     29,9%
17.  Добавленная стоимость        907,3     1269,3    1257,3
18.  Налоговая нагрузка в %
     к добавленной стоимости      41,2%      43,7%     34,4%
============================================================

Данные таблицы достаточно убедительно демонстрируют наличие зависимости фискального бремени налогоплательщика от структуры его выручки. В частности, наибольшее налоговое давление испытывают предприятия трудоемких отраслей. В то же время материалоемкие предприятия находятся в относительно более выгодных условиях, что объясняется главным образом возможностью существенного уменьшения налоговых обязательств за счет высокого входного НДС.

Как следствие подобной зависимости, показатель налоговой нагрузки по выручке практически можно использовать лишь при сравнительном анализе уровня налогового давления по предприятиям, занимающимся аналогичными видами деятельности.

Что касается анализа налоговой нагрузки по предприятиям различных отраслей, то, на наш взгляд, наиболее целесообразно рассчитывать такой показатель, как уровень налоговых изъятий из добавленной стоимости. Это связано с тем, что только добавленная стоимость выступает универсальным источником уплаты налогов для всех субъектов предпринимательства и поэтому может быть использована в качестве экономической базы для расчета уровня налоговой нагрузки. Такой показатель позволит нивелировать влияние фактора элементной структуры себестоимости и очертит реальную картину поотраслевого налогового давления, что крайне важно для целей оптимизации бюджетно-налогового регулирования.

Вместе с тем по-прежнему одной из самых болевых точек в проблеме исчисления налоговой нагрузки на микроуровне остается вопрос о методике ее расчета по торговым организациям, страховым компаниям, банкам, предпринимателям.

Для торговых организаций предметом серьезных дискуссий является выбор базы для отнесения начисленных налогов, на которую равным образом претендуют товарооборот и валовой доход.

Для банков и страховых организаций, напротив, определение собственно размера налогового бремени не составляет особого труда, но сравнительные оценки по такому показателю возможны только в рамках банковского (страхового) сектора экономики и неприемлемы для целей межотраслевого сравнения.

Выработка единой методики исчисления налоговой нагрузки на предпринимателя практически невозможна в условиях многообразия видов предпринимательской деятельности и соответственно существования различных режимов ее налогообложения (упрощенная система налогообложения, уплата единого налога и т.д.).