Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Итоги
06.10.2017 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

У экспорта две беды – география и ассортимент

Заседание Президиума Совета Министров Фото: government.by

Проблемы увеличения экспорта и диверсификации поставок обсуждались 2 октября на заседании Президиума Совета Министров. Но если темпы роста выглядят впечатляюще благодаря низкой базе для сравнения, то планы расширить географию экспорта и добиться успеха на новых рынках сбылись лишь частично.

«Важнейшей задачей является, с одной стороны, сохранение и укрепление наших позиций в России, с другой – увеличение объемов производства и диверсификация номенклатуры товаров для экспорта в страны Европейского союза и другие страны», – заявил премьер-­министр Андрей Кобяков.

Итоги текущего года, на первый взгляд, кажутся вполне удовлетворительными. Экс­порт товаров и услуг Беларуси в январе–июле вырос на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в т.ч. товаров – на 21,1%, услуг – на 14,8%). При этом средние цены экспорта увеличились на 16,2%, а физические объемы – на 4,2%, причем без учета энергетических товаров физический объем экс­порта увеличился на 12,3%.

Рост экспорта услуг обусловлен увеличением транспортных (почти на 300 млн. USD), ком­пьютерных (почти на 120 млн. USD, или на 24,5%), телекоммуникационных (на 20 млн. USD, или на 18%) и других услуг. Заметим, что объем перевозок грузов железнодорожным транс­портом в стоимостном выражении вырос на 28,4%, автомобильным – на 16,5%, мор­ским – на 78,1%, трубопроводным – всего на 6,3%. В то же время экспорт финансовых услуг сократился на 10,7% по сравнению с январем–июлем 2016 г., строительных услуг – на 7,3%, причем на территории Беларуси – на 3,1%, а за рубежом – на 13,3%. При этом доля услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг составила 20,9%. Таким образом, осталось немного до достижения предусмотренных Национальной программой раз­вития и поддержки экспорта на 2016–2020 годы планов нарастить долю экспорта услуг в текущем году до 22% и до 25% в 2020-м.

Сложнее добиться равномерного распределения экспорта (по одной трети) между ЕАЭС, ЕС и иными странами. Эта пропорция пока не выполняется, констатировал глава правительства. Напротив, доля стран ЕАЭС выросла за год с 45,8 до 47,8%, в т.ч. России – с 44,1 до 45,3%, стран Евросоюза – снизилась с 27,9 до 26,5%, остальных стран – с 26,3 до 25,7%. Хотя в январе–июле т.г. белорусские товары поставлялись на рынки 161 государства (годом ранее – 154), показатель гео­графической кон­центрации экспорта вырос за год с 2211 до 2326, прежде всего за счет увеличения удельного веса Российской Федерации.

Экспорт в Россию вырос на 24,4% и составил 7,2 млрд. USD. Сегодня на этот рынок идет почти весь экспорт белорусской мясной и молочной продукции, обуви, свыше 80% общего объема экспорта холодильников, морозильников, комбайнов, примерно 3/4 грузовых автомобилей. «Это не говорит о том, что в РФ поставляем много, – полагает А. Кобяков. – Нет. В страны ЕС и иные страны – мало».

В страны «дальней дуги» (Азия, Африка, Америка и Океания) экспорт вырос на 19,2% и составил 1,8 млрд. USD. Но глава правительства требует увеличивать поставки на рынки этих стран не только калийных удобрений, но и продукции машиностроения, сельскохозяйственных и пищевых товаров. «Здесь как никогда важна активная работа закрепленных за странами должностных лиц по географической диверсификации экспорта белорусских товаров и услуг», – заявил премьер-­министр. Однако по 14 странам, за которыми закреплены должностные лица и руководители загранучреждений, доведенные правительством задания по росту экспорта товаров пока не выполняются.

Общие показатели по экспорту товаров и услуг выполнены всеми органами госуправления и исполкомами. «Это, безусловно, очень хороший результат, – отметил А. Кобяков. – Однако задача по наращиванию экспорта товаров на новые перспективные рынки в полном объеме не выполняется, не справляются с этим заданием Минстройархитектуры, Мин­пром, концерны «Белгоспище­пром», «Беллесбумпром», «Бел­легпром», Витебский, Брест­ский и Могилевский облисполкомы, Минский горисполком. Это свидетельство того, что принимаемых мер по наращиванию и диверсификации экспорта недостаточно и необходима дальнейшая концентрация усилий в этом направлении».

Особое внимание руководителям министерств, концернов, исполкомов необходимо уделить выполнению договоренностей по итогам визитов с участием Президента. Это прежде всего визиты в Китай, Грузию, Азербайджан, Пакистан, Турцию, Вьет­нам, Италию, Катар, Объединенные Араб­ские Эмираты, Египет и Судан.

Глава правительства требует за оставшиеся до конца года 3 месяца «мобилизовать усилия, чтобы завершить намеченные планы, выполнить подписанные контракты и выработать меры для сохранения положительной динамики экспорта в 2018 и последующих годах». Между тем сформировать перечни конкурентоспособных товаров и услуг для поставок на европейский рынок власти намерены лишь к концу текущего года. Такие перечни должны стать руководством к действию для отраслей, регионов и белорусских загран­учреждений в странах Евросоюза. Правда, экспорт в ЕС за 7 месяцев и так вырос на 15,2% по сравнению с январем–июлем 2016 г., до 4,2 млрд. USD. Но приходится признать, что в Европе белорусские товары до сих пор представлены в основном нефтью и нефтепродуктами, продукцией деревообработки, калийными удобрениями. Такой ассортимент премьер-министра не устраивает. Он при­звал наращивать экспорт высокотехнологичной продукции, «соответствующей всем техническим, экологическим и другим требованиям этого рынка, добавить к экспорту сырьевых товаров поставки продукции с высокой добавленной стоимостью».

Заметим, что, по данным Бел­стата, степень товарной концентрации экспорта выросла с 899 в январе–июле 2016 г. до 914 по итогам 7 месяцев т.г. Это связано с увеличением доли в общем объеме отечественного экспорта минерального топлива, неф­ти и продуктов их перегонки, молока и молочной продукции, транспорт­ных средств.

Рост экспорта в текущем году составит 5–7% по пессимистичному сценарию, оптимистичному – до 15%, полагает заместитель министра иностранных дел Андрей Евдоченко. Правда, по итогам первых 7 месяцев рост экспорта товаров и услуг уже достиг 19,5% по сравнению с январем–июлем 2016 г., в т.ч. товаров – на 21,1%, услуг – на 14,8%. Но замминистра напомнил, что примерно в ноябре прошлого года начался рост экспорта после нескольких лет падения. Поэтому «отвоевывать проценты» в IV квартале т.г. будет гораздо сложнее: низкая база сравнения тут не поможет.

А. Евдоченко также отметил из­менения структуры белорусского экспорта в текущем году. Так, 83% прироста экспорта дали несырьевые товары, в основном – сложная продукция машиностроения, техническая и сельскохозяйственная продукция, продовольствие. При этом рост отмечен на всех рынках, хотя пока экспорт распределен неравномерно. Добавим, что даже при «оптимистическом» сценарии объем экспорта по итогам текущего года не превысит уровня 2008 г. и будет существенно ниже, чем в 2011–2013 гг. Так что выйти на былые уровни при нынешних ценах на нефть удастся не скоро.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by