Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
18.03.2011 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

У ДИРЕКТИВЫ ЕСТЬ ПЛАН, А У БИЗНЕСА - НАДЕЖДА

В 133 пунктах плана мероприятий по реализации Директивы № 4, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 28.02.2011 № 251/6, нашли отражение большинство требований бизнес-сообщества, выдвинутых на этапе разработки документа, включая даже некоторые предложения, в самой Директиве не упомянутые. Отдельные мероприятия уже приобрели правовую основу, а иным реформам еще предстоит обрести содержание и сроки выполнения, что потребует отмены или пересмотра сотен указов, постановлений, иных нормативных актов и принятия новых.

В 133 пунктах плана мероприятий по реализации Директивы № 4, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 28.02.2011 № 251/6, нашли отражение большинство требований бизнес-сообщества, выдвинутых на этапе разработки документа, включая даже некоторые предложения, в самой Директиве не упомянутые. Отдельные мероприятия уже приобрели правовую основу, а иным реформам еще предстоит обрести содержание и сроки выполнения, что потребует отмены или пересмотра сотен указов, постановлений, иных нормативных актов и принятия новых. Рассмотрим некоторые из пунктов этого плана.

Важное место в Директиве № 4 занимает реформа в сфере ценообразования, которая должна пройти до 1.07.2011 г. Вслед за принятием Указа от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», разрешившего не регистрировать цены и не составлять их экономическое обоснование, обещана (уже до конца марта) отмена Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики от 10.09.2008 № 183, и ряда других документов. Сохранится лишь госрегулирование цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, а также продукцию и услуги организаций-монополистов. Предполагается, что за Минэкономики сохранится право регулировать цены по 11 товарным позициям, в т.ч. на хлебобулочные изделия, мясо, молоко, растительное масло, крупы. Облисполкомы и Мингорисполком будут определять цены на картофель и овощи, твердое топливо, некоторые товары для детей, ритуальные, банные и социальные услуги. Обширен перечень медицинский услуг, цены на которые, по-видимому, будет регулировать Минздрав. В настоящий момент проект постановления обсуждается с бизнес-союзами. Возможно, в него будут внесены некоторые корректировки. Как отметил в беседе с корреспондентом «ЭГ» председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин, бизнес-сообщество недовольно содержанием перечней, а ситуация с медуслугами может служить примером недопущения на рынке реальной конкуренции.

Подлежит отмене Указ от 7.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров». Организации получат право самостоятельно принимать решения о реализации продукции по ценам, определяемым с учетом конъюнктуры, и со скидками (порядок учета которых также должен измениться). Интересно, что Минфину при этом поручено разработать порядок определения цен для целей налогообложения.

Слабое место плана — вопросы ограничения монополизма и недобросовестной конкуренции. Так, решение проблемы регионального протекционизма авторы ограничивают мониторингом Минэкономики решений местных властей. Учитывая практику «телефонного права» в борьбе с «чужими» товарами, это очень слабый инструмент. Неясно, появится ли в стране государственный антимонопольный орган с территориальными подразделениями, не зависящими от местных властей. Предложения на этот счет Минэкономики подаст не ранее III квартала 2011 г., а какими они будут — пока остается только гадать. Минэкономики также поручено в течение II квартала сформулировать предложения по расширению конкурсной системы при формировании и финансировании госпрограмм, чтобы создать равные условия участия в них для субъектов хозяйствования разных форм собственности, а также провести ревизию всего законодательства, выявив и устранив нормы, способствующие нарушению принципов добросовестной конкуренции.

Зато, несмотря на то что упоминания о либерализации страхового рынка в Директиве № 4 нет, в плане по ее реализации предусматривается допуск к обязательным видам страхования негосударственных страховых компаний. Соответствующий проект указа должен быть подготовлен во II квартале.

Вход свободный

До конца года запланировано начать электронную регистрацию субъектов хозяйствования. Обеспечить беспрепятственное вхождение на рынок призвана оптимизация административных процедур, расширение принципа «одного окна». А вот решение проблемы ликвидации коммерческих организаций отложено на I квартал 2012 г. Может, зарубежных бизнесменов заинтересует возможность приобрести статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями при сумме вклада в уставный фонд менее 20 тыс. USD.

Планируется отменить одиозный Указ от 1.07.2005 № 300, блокирующий благотворительную деятельность, упростить процедуры регистрации международной технической помощи, расширить выборочное представление статистической отчетности, упорядочить запрос информации органами госуправления и изучить возможность дальнейшего сокращения перечня лицензируемых видов деятельности. Расширится применение электронного документооборота, в т.ч. министерствам поручено подготовить предложения по использованию электронных товарно-транспортных накладных, будет исключено дублирование госрегистрации, обязательной сертификации и декларирования товаров.

С заботой о собственнике

Во II квартале 2011 г. должны быть подготовлены проекты нормативных актов, исключающие возможность изъятия имущества у добросовестных приобретателей и относящие судебные споры в этой сфере к категории первоочередных. Должны быть подготовлены предложения по обеспечению оперативного (не более двух месяцев) исполнения решений хозяйственных судов по защите интересов добросовестных участников рынка. Предусмотрено закрепление гарантий необратимости приватизации госсобственности.

Во II квартале обещано решить вопрос о продаже в собственность земельных участков частным производственным предприятиям и предоставлении гарантий на продление аренды участков, на которых расположены капитальные строения. Планируется ряд льгот по ставкам аренды за землю, возможность по выкупу арендуемого госимущества, внесение изменений в Указ от 23.10.2009 № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», в т.ч. в отношении установления арендной платы в торговых объектах и торговых местах частной формы собственности.

До конца года должна быть создана единая информационная база с открытым доступом в Интернете о неиспользуемом коммунальном и республиканском госимуществе, предназначенном для продажи или сдачи в аренду. До конца I квартала запланировано расширение круга лиц, которых ИП вправе привлекать к осуществлению предпринимательской деятельности.

Бремя налогов

Достаточно неконкретно выглядят планы уменьшения налоговой нагрузки. Снижение ставки налога на прибыль возможно «с учетом исполнения бюджета и складывающейся экономической ситуации», что не позволяет судить ни о сроках, ни о размерах такого снижения. Не совсем ясно, как будет выглядеть приведение вычетов по НДС в соответствие с применяемой мировой практикой или соразмерное повышение размера валовой выручки для применения упрощенной системы налогообложения. Правда, Директива № 4 прямо обещает в 2011 г. предельный порог валовой выручки при УСН увеличить до 12 млрд. Br. Лицам, применяющим УСН с уплатой НДС, разрешат не вести бухучет в общеустановленном порядке.

Усилится стимулирующая функция налоговой системы. В частности, планируется разрешить уменьшать налогооблагаемую базу на сумму вступительных взносов, перечисляемых в предпринимательские ассоциации (союзы), освободить от налогов эмиссионный доход и доходы от реализации акций, хранившихся у первого владельца не менее 3 лет.

Пока нет ясности с пенсионной реформой, в т.ч. с распределением пенсионной страховой нагрузки между нанимателем и работником. Ответственным министерствам поручено подготовить предложения в Совмин лишь в I квартале 2012 г.

Зато проект указа о формировании инновационных фондов исключительно за счет отчислений организаций с госдолей в уставном фонде должен появиться в следующем квартале. Кстати, бизнес-союзы требуют сделать гласными расходы этих фондов, что, кажется, не вызывает энтузиазма у чиновников.

Право на риск и некарающий контроль

К сожалению, пока не приобрела четких очертаний идея обеспечить право руководителей предприятий на деловой риск. Министерствам поручено провести анализ законодательства и во II квартале подать предложения в Совмин.

Достаточно неопределенными выглядят планы по смягчению административной ответственности, в т.ч. по снижению штрафов, уточнению перечня смягчающих и отягощающих ответственность обстоятельств, расширению применения предупреждения. Известно лишь намерение исключить возможность конфискации имущества при совершении административных правонарушений, если эти правонарушения не связаны с незаконным оборотом такого имущества, и уменьшить вдвое штрафы при наличии смягчающих обстоятельств. Планируется не привлекать бизнесменов к административной ответственности за нарушения, не связанные с получением выгоды, а также в результате ошибок в первичных учетных документах.

Позволить бизнесу почувствовать себя уверенней должны поправки в Указ от 16.10.2009 № 510 «О совершении контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Так, приостановить деятельность субъекта хозяйствования смогут только специально уполномоченные контролирующие органы или суд исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, охраны жизни, здоровья граждан и окружающей среды. Осталось только уточнить, кто будет «специально уполномоченными» — желающих, наверное, найдется немало.

Возможно, определенное облегчение принесет введение нормы о продлении проверок только по решению суда. Полезной для многих станет и изучение обновляемой статистики по количеству зафиксированных нарушений, статьям и размеру примененных санкций и штрафов.

Место за столом

Помочь развитию частного бизнеса призваны меры по льготному кредитованию начинающих предпринимателей, создание за счет средств местных бюджетов индустриальных зон для размещения там частных предприятий, на что планируют тратить до 1% доходной части местных бюджетов. Бизнес-союзы предполагается приравнять к субъектам инфраструктуры поддержки предпринимательства, что позволит им получить ряд льгот для своей деятельности. Более того, государство, кажется, готово снять с себя часть регулирующего бремени, делегировав ее общественным организациям (п. 47 мероприятий), создав институт частных судебных исполнителей и коллекторов. Государственным СМИ придется заняться широким освещением тематики развития предпринимательской инициативы, формированием позитивного имиджа предпринимательской деятельности.

Большая часть мер, перечисленных в плане, давно действует во всем мире. Почти все постсоциалистические страны реализовали их еще 15–18 лет назад. Возможно, теперь нашим предпринимателям, до сих пор стиснутым со всех сторон запретами и ограничениями, удастся наверстать кое-что из упущенного, пока не все белорусские госпредприятия распроданы бизнесменам из стран, где рыночные условия позволили закончить первоначальное накопление капитала. Если, конечно, декларируемые сегодня меры действительно воплотятся в жизнь. Ведь для этого бюрократии придется отказаться от значительной части привычных инструментов, позволявших столько лет контролировать рынки и финансовые потоки.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by