$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

У БИЗНЕСА ЕСТЬ ПЛАН

08.02.2011

БСПН им.М.Кунявского направил в Администрацию Президента и Совмин предложения, подготовленные на заседании Консультативно-координационного совещания деловых сообществ 28 января, для включения в план мероприятий по реализации Директивы № 4. Если этот объемный пакет, содержащий множество как конкретных, так и концептуальных мер, будет реализован на практике, социально-экономическая модель республики кардинально изменится.

В предложениях названы около 50 законов, указов, декретов и постановлений, которые следует отменить или изменить. Но это лишь малая часть предстоящей работы. Нормативная база, регулирующая некоторые сферы деятельности, столь объемна, что за 2–3 месяца разобраться с ней не под силу никому. А потому бизнес-союзы призывают провести мониторинг нормативных правовых актов и привести их в соответствие с требованиями Директивы № 4. Лишь по некоторым направлениям уже имеются конкретные предложения.

Среди них изменение в Закон «О ценообразовании», отмена Указа от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», пересмотр и отмена принятых в его исполнение документов, часть которых прямо названа, а другую еще предстоит выявить. Поименованы и 9 основных нормативных актов, корректировка которых избавит бизнес от вмешательства государства в вопросы зарплаты. Изменить предлагается также ведомственные нормативные акты, ограничивающие включение расходов по оплате труда в затраты. Заметим, что тут начинать надо с Трудового кодекса: именно в его ст.ст.158–160, 223, 225, 230, 288 содержатся указания о том, что некоторые выплаты производятся «за счет собственных средств нанимателя».

Целый комплекс мер предлагается принять по борьбе с монополизмом, допуске частного (особенно малого) бизнеса к участию в госзаказах. Прозрачными, открытыми и доступными для субъектов всех форм собственности хотят видеть предприниматели процессы распределения квот на ресурсы, приватизацию госимущества. Предлагается постепенно заменить квотирование на все виды сырья, товаров и услуг рыночными методами распределения. Кроме того, нужно установить ответственность чиновников за введение любых формальных и неформальных ограничений на сотрудничество с частниками для госпредприятий, а заодно заставить последние безусловно выполнять договорные обязательства, особенно в части своевременной оплаты, в т.ч. за счет средств бюджета.

Более действенной и ощутимой должна стать поддержка малого бизнеса. Для этого предлагается усовершенствовать правила создания и деятельности инкубаторов и центров поддержки малого предпринимательства, направлять на финансирование региональных программ его поддержки не менее 1% от доходной части годовых бюджетов и т.д.

Реальное воплощение должны получить гарантии прав собственности, необходимо исключить вмешательство госорганов в хозяйственную деятельность предприятий с долей государства менее 50% в уставном фонде, запретить устанавливать им прогнозные показатели и задания по социально-экономическому развитию, спонсорской помощи и т.д., не принимать решения о замене руководителей таких предприятий без решений учредителей.

Упростить работу менеджмента должно сокращение обязательной статотчетности и переход на выборочное ее представление для малого и среднего бизнеса. Предлагается до конца года наладить обучение специалистов по применению МСФО и подготовить пакет документов для перехода на них. Впрочем, вряд ли удастся качественно сделать это в столь сжатые сроки. Ведь речь идет не только о Законе «О бухгалтерскому учете и отчетности», но и о нескольких десятках инструкций по бухучету. А их изменение потребует, в свою очередь, корректировки налогового законодательства, правил заполнения статотчетности.

Бизнесмены призывают подготовить концепцию реформирования пенсионной системы, включая вопросы распределения пенсионной страховой нагрузки между нанимателями и работниками, а пока хотя бы разрешить микроорганизациям платить отчисления в ФСЗН исходя из уровня не более среднеотраслевой зарплаты. Не забыты и проблемы благотворительности. Бизнес настаивает на отмене указов, ограничивающих возможность помогать и получать помощь.

Нужны перемены в сфере аренды. В частности, предлагается устанавливать ставки арендной платы в белорусских рублях, а не в базовых величинах и ежегодно индексировать их на уровень инфляции.

Существенно должны измениться правила налогообложения. Тут у бизнеса множество предложений: от совершенствования «упрощенки» до изменений правил начисления и уплаты НДС, включая возврат к 18-процентной ставке, и введения дополнительных льгот.

Кардинально измениться должны принципы контрольной деятельности, административной и уголовной ответственности. В основу концепции модернизации УК предлагается перенести приоритеты в защиту прав и свобод человека, разрешить вопрос о декриминализации отдельных преступлений в экономической сфере. Меры административной ответственности должны применяться лишь за нарушения, повлекшие экономический ущерб государству и обществу, а общие итоги проверок предлагается сделать достоянием гласности. Бизнес-союзы призывают вменить консультирование субъектов хозяйствования в обязанности контролирующих органов, а зарплату их работников поставить в зависимость от снижения числа нарушений.

Решение подобных задач требует институциональных изменений в общественном устройстве страны. Неудивительно, что бизнес-союзы уделили особое внимание механизмам выполнения своих предложений. Так, они призывают не только изменить законодательство в сфере отношений собственности, но и усилить ее судебную защиту. К примеру, предлагается обеспечить оперативное (не более 2 месяцев) рассмотрение исков и исполнение решений хозяйственных судов, расширить штат этих судов и государственных судебных исполнителей, ужесточить требования к качеству и срокам их работы, а также ввести институт частных судебных исполнителей.

Общественные организации хотят обязать Конституционный суд давать по их предложениям заключения о конституционности нормативных правовых актов, регулирующих условия осуществления деятельности членов этих объединений, проводить экспертизу на соответствие Конституции проектов законов, декретов, указов, постановлений правительства, в т.ч. по обращениям общественных и других некоммерческих организаций. Усилить роль бизнес-союзов в подготовке нормативных актов должно наделение их правом самостоятельно назначать своих представителей в общественно-консультативные и экспертные советы и получать проекты документов, касающихся бизнеса, для выдачи заключений. Предлагается принять законы «О саморегулирующихся организациях» и «Об объединениях нанимателей», усиливающие роль таких структур в регулировании экономики.

Все названные предложения, если их удастся не формально, а реально воплотить в жизнь, могут стать основой замены административно-командной системы рыночными механизмами, послужить становлению в Беларуси гражданского общества. Если, конечно, бюрократия согласится отдать нынешние рычаги давления и контроля бизнеса ему самому.